Начальный проект регионального бюджета на 2021 год и плановый период на ближайшие два года прошел первое чтение в Курганской областной думе. Проект пока находится в стадии неопределенности – разработки и принятия. Соответствуют ли в реальности доходная и расходная части бюджета? И почему эксперты пока боятся делать выводы о главном финансовом документе Зауралья – в материале «ФедералПресс».
Рассмотрение бюджета в парламенте региона затянулось почти на несколько недель. Это только порождало слухи о сложности бюджета. Накануне документ пулей залетел в заксобрание. А 23 ноября прошли совместные заседания депутатских комитетов, которые совместили с публичными слушаниями. При этом «публичка» прошла без общественности, потому что на участие в слушаниях не поступило ни одной заявки. Это лишний раз свидетельствует о спешности принятия бюджета.
По мнению экспертов, отсутствие слушателей стало результатом плохого информирования населения. «Никто не закрывал публичные слушания от людей. Было мало сведений о проведении публичных слушаний. Сейчас люди сидят в мессенджерах и соцсетях, а эта информация публикуется в газетах, которые никто не читает. Нужно идти в ногу со временем, в Instagram выходить или во «ВКонтакте», – комментирует депутат облдумы Наталья Воробьева.
На следующий день после комитетов и слушаний «непубличный» бюджет прошел первое чтение в облдуме.
Налоги и акцизы
Доходы бюджета в 2021 году запланированы в объеме 48 млрд 707 млн рублей. По сравнению с текущим годом рост составит 1,7 млрд рублей, или 3,6 %. Собственные доходы финансисты прогнозируют в объеме 23 млрд 222 млн рублей. Финуправление ожидает рост на 12,5 % к ожидаемому исполнению текущего года. Основными источниками пополнения казны по-прежнему остаются налоги. Власти настроены оптимистично. В частности, НДФЛ планируют собрать в сумме более 8 млрд рублей, или на 6,1 % больше, чем в текущем году. В финуправлении объяснили, что это соответствует запланированному росту общего фонда оплаты труда в области.
Однако депутаты и бизнес не разделяют ожиданий правительства от наполнения бюджета из главной кормушки региона– налогов. Народные избранники опасаются, что власти оторвались от реальности и раздули доходы бюджета, которые не соответствуют экономическим реалиям из-за коронакризиса.
В частности, депутат Евгений Кафеев обратил внимание на то, что запланированный рост налогов может быть неосуществимым из-за снижения деловой активности. Такая тенденция отмечена по итогам 2020 года. «Не раздуваем ли мы доходную часть, понимая, что выполнить не сможем? К депутатам обращаются с просьбой снижения ставки по налогу на доходы. Не приведет ли отмена «вмененки» и сохранение ставок на самом высоком уровне на территории УрФО к снижению деловой активности и доходной части бюджета? Мы можем обрубить сук, на котором сидим. Ситуация сегодня очень сложная», – заявил Кафеев.
Предприниматели бьют тревогу. Накануне комитет по бюджету рассмотрел обращение зауральского бизнес-омбудсмена Алексея Чуева об установлении налоговых льгот на три года для налогоплательщиков, переходящих с единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на упрощенную систему налогообложения. По этому вопросу прошло 11 советов предпринимателей в районах. Депутаты создали рабочую группу, чтобы проверить, есть ли выпадающие доходы у предпринимателей.
«По сути, задача рабочей комиссии состоит в том, чтобы рассмотреть, изменятся ли поступления в бюджет с учетом перехода с ЕНВД на упрощенную систему налогообложения. С нашей точки зрения, здесь очень хорошо прорабатывается патентная система налогообложения на уровне федерации», – рассказал «ФедералПресс» Алексей Чуев.
Однако бизнес-омбудсмен отметил, что патент недоработан тем: он предназначен только для индивидуальных предпринимателей, а в области 1293 ИП в 2019 году были зарегистрированы как плательщики ЕНВД. Соответственно, те изменения, которые сейчас в патенте, не коснутся этих юридических лиц. «Тогда есть необходимость проработать непосредственно упрощенную систему налогообложения, рассмотреть возможность ее снижения. В 16 регионах России, которые относительно тоже с небольшими бюджетами, могли себе позволить это снижение», – добавил Чуев.
Начальник Финансового управления Курганской области Константин Ермаков отметил, что со «вмененки» перейти на патент проще. «Все эти вопросы посмотрим, их надо изучить, потому что это было принято буквально на прошлой неделе», – прокомментировал налоговые изменения вице-губернатор.
На втором месте по наполнению бюджета находятся сборы с акцизов на ГСМ и алкоголь. Власти планируют собрать их больше на 1,6 млрд рублей, или на 35,4 %. Главный финансист региона объяснил эти цифры тем, что федеральный бюджет передал регионам этот доходный источник для финансирования нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». В целом расходы на дорожное хозяйство превысят 7 млрд рублей. На третьем месте– налог на прибыль организаций. Его планируют получить в сумме 3,9 млрд рублей, с ростом на 2,5 % к текущему году.
Сколько от Центра?
Расходы казны запланированы в сумме 51 млрд 991 млн рублей. Траты увеличатся на 1,8 млрд рублей. Проект бюджета сформирован на основе 35 государственных программ Курганской области, на реализацию которых направят более 49 млрд рублей. Это почти 95 % расходов бюджета. На реализацию национальных проектов пока запланировано свыше 9 млрд рублей.
Лидер зауральских либерал-демократов Юрий Ярушинрассказал «ФедералПресс», что так и не получил ответа от чиновников на вопрос о том, все ли средства по программам использовали и как это отразится на новом бюджете. В случае неиспользованных средств финансирование региону могут урезать. «Они выразили негатив на мой вопрос. Сказали: нет-нет, надеемся, что все получится. Четкую информацию мне дадут об этом только в конце декабря. Если такое произойдет, будет большим минусом, а что это возможно – мы прекрасно понимаем», – сказал Ярушин. Пример – ремонты дорог.
Какими будут безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов в 2021 году, в правительстве региона сказать не могут. «Пока нам достоверно известно о сумме в объеме 25,4 млрд рублей, – сказал Константин Ермаков.– В ноябре распределенные между регионами суммы еще неизвестны. Ко второму чтению мы подготовим предложения, в которых будут учтены распределенные суммы из федерального бюджета».
Ограниченный дефицит
В проекте бюджета предусмотрен максимально возможный дефицит в размере 10 % от общего объема доходов– 3 млрд 284 млн рублей. Депутаты интересовались, почему регион не пошел на максимальное увеличение дефицита, которое позволяет закон,– 15 %. Как правило, денег всегда не хватает и расходов больше.
По словам Константина Ермакова, этого не позволяет сделать существующее между регионом и Минфином России соглашение. Дотационный регион связан ограничениями по дефициту – не более 10 %. «Здесь надо взвесить два варианта развития событий. Мы надуваем дефицит, делаем его максимально возможным, а потом должны привлекать источники для его погашения. Ежегодно. По логике Минфина, у нас невозможен дефицит больше»,– отметил чиновник.
На обслуживание долговых обязательств регион потратит 936 млн рублей. Власти планируют удержать госдолг на уровне 16,6 млрд рублей.
Эксперты пока остерегаются комментировать и делать выводы по поводу проекта бюджета, так как он еще не до конца сверстан из-за отсутствия сведений о федеральном финансировании. «Это только начальная стадия рассмотрения бюджета. И сейчас, думаю, нет смысла даже обсуждать его. Выводы делать еще рано»,– отметила парламентарий Наталья Воробьева.
Фото: www.kurganoblduma.ru