Глобальные изменения в системе управления Дальним Востоком набирают обороты. Первой ласточкой стала смена главы Минвостокразвития. Сейчас же зашла речь о ликвидации сразу нескольких структур. К «институтам развития» накопилась масса претензий – как у жителей ДФО, так и у властей. Однако почему-то избавиться от них решили только сейчас. В причинах разбирался корреспондент «ФедералПресс».
Сокращение расходов
Дальневосточные институты развития – учреждения в высшей степени загадочные. Чем они занимаются, каковы их реальные успехи, подчас не знают даже эксперты. Речь идет, прежде всего, о четырех структурах: Фонде развития Дальнего Востока (ФРДВ), Дальневосточном агентстве по развитию человеческого капитала (АРЧК), Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ), Агентстве Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ).
У всех этих организаций есть регулярная отчетность о проделанной работе, о встречах с инвесторами и так далее. Однако на развитие территорий это влияет довольно слабо. Корпорации и агентства давно стали объектами критики, в том числе со стороны федеральных властей. По их поводу негативно отзывалась даже сенатор Валентина Матвиенко.
Сейчас вопрос с дальневосточными институтами развития, судя по всему, решили закрыть окончательно. В правительстве обсуждается ликвидация ФРДВ, АРЧК, АПИ и КРДВ. Их либо объединят в одну структуру, либо распределят полномочия между существующими органами власти.
Почему речь об этом зашла только сейчас? Все эти институты работают уже много лет, и даже во время серьезных провалов их никто не собирался закрывать. Основная причина, конечно, лежит на поверхности: мощнейший экономический кризис. У государства не хватает денег даже на первоочередные вещи, что уж говорить о малопонятных «институтах развития»? Как отмечает политолог Илдус Ярулин, такое развитие событий было закономерным.
«Очевидно, что дело, прежде всего, в деньгах. Правительство сейчас пытается сокращать расходы. Сначала заявили об оптимизации чиновничьего аппарата, теперь речь зашла об упразднении ряда структур Минвостокразвития. На их содержание стало не хватать средств. По большому счету все эти институты проедают бюджеты: их деятельность не приносит видимых результатов, а расходы на них очень большие»,– полагает он.
Илдус Ярулин напомнил, что не так давно премьер-министр Михаил Мишустин проехался по Дальнему Востоку, оценил состояние дел в регионе. Вероятно, это стало еще одной причиной, по которой развивающие агентства решили закрыть.
«Взять, например, Агентство по развитию человеческого капитала. Объективно оно не добилось каких-то успехов в своей работе. Люди как уезжали с Дальнего Востока, так и уезжают. Отдельно стоит заметить, что большая часть таких учреждений находится в Москве. Из столицы очень удобно придумывать прожекты по развитию ДФО»,– отметил Ярулин.
Подобный скепсис имеет под собой основания. Поиском инвесторов, созданием интересных с экономической точки зрения проектов занимаются регионы. Все институты развития в основном занимаются лишь «сопровождением инвестпроектов». Очевидно, что эту работу местные власти могут выполнять и самостоятельно.
Никакой политики, сплошная экономика
Ликвидация институтов развития многими наблюдателями воспринимается как первый шаг по реформированию всей системы управления ДФО. Очевидно, что прежние механизмы все чаще дают сбой – и не только в политическом плане. Показательным стал недавний коллапс во Владивостоке: в столице Дальнего Востока люди почти неделю жили без света, тепла и воды. Отрезанной от мира оказалась в том числе и распиаренная офшорная зона наострове Русском. Можно ли представить подобное, например, в Москве? Навряд ли. И где, спрашивается, тут развитие Дальнего Востока?
Пока, конечно, говорить о подобной перспективе рано. Как будут развиваться дальнейшие события, можно только гадать. Однако очевидно, что в случае реформы под ударом окажется полпред Юрий Трутнев.
«К институту полпредства вообще накопилось много вопросов. Если говорить про Дальний Восток, какой выхлоп от деятельности того же Юрия Трутнева? Он ездит по регионам, громко ругает чиновников. Но ведь серьезных полномочий у него нет. Нужен ли для «государева ока» целый институт? Юрий Петрович и так целый вице-премьер, так организуйте совет из губернаторов, с которым он будет работать напрямую. Это будет более удобно»,– полагает Илдус Ярулин.
Впрочем, эксперты отмечают: пока еще рано говорить о возможной реформе полпредства. Нынешние пертурбации начались как раз с громкого кадрового успеха Трутнева. Он пролоббировал назначение экс-главы Минвостокразвития Александра Козлова в Минприроды. Как рассказал «ФедералПресс» политолог Павел Наливайко, это говорит об усилении позиций полпреда.
«На мой взгляд, упразднение институтов развития имеет сугубо экономическую подоплеку. Юрию Трутневу пока ничего не угрожает, полпредство трогать никто не станет. Более того, вице-премьер серьезно нарастил аппаратный вес. Думаю, каких-то серьезных политических изменений в ДФО ждать не стоит», – полагает он.
В пользу этой версии говорит и анонсированное сокращение числа территорий опережающего развития. Правительство намерено закрыть неэффективные дальневосточные ТОР – пока, правда, никакой конкретики по этому поводу нет. Как отмечает финансист Максим Кривелевич, на такой шаг власти идут исключительно по экономическим соображениям. Разговоры о сворачивании программ по развитию ДФО вряд ли имеют под собой основания.
«Закрытие неэффективных территорий опережающего развития – правильная мера. Она поможет покончить с торжеством бюрократии. Не секрет, что подчас ТОСЭР превращались в синекуру для чиновников. Сейчас у госслужащих появится серьезный стимул развивать такие территории – ведь если они окажутся неэффективными, их могут закрыть», – отмечает эксперт.
В совокупности все эти сокращения чиновников, учреждений и ТОРов говорят об одном: на Дальнем Востоке заканчиваются деньги. В итоге правительство наконец-то занялось избавлением от бюрократического балласта. Вряд ли это можно рассматривать как знамение серьезных политических изменений.
Шило на мыло?
В перспективе ликвидация дальневосточных развивающих агентств может сыграть в плюс Мишустину. Дальневосточники уже много лет говорят о том, что эти структуры стоило бы сократить, направив высвободившиеся деньги на реальное развитие региона. Теперь эти чаяния воплотились в жизнь – как тут не преисполниться симпатией к премьер-министру? Пусть упразднение агентств и было вынужденным. Если бы коронакризиса не произошло, вряд ли бы кто-то даже задумался о подобном шаге.
В то же время очевидно, что в ДФО произойдет перераспределение политических сил. Одним из бенефициаров нынешних изменений называют Игоря Шувалова. Полномочия упраздненных институтов развития могут передать его структуре «ВЭБ.РФ». Если это действительно случится, Шувалов снова займется развитием Дальнего Востока, как это было в начале «десятых». Конечно, с ним связана реализация грандиозных проектов – строительство кампуса ДВФУ, моста на остров Русский. В то же время у всех этих историй скандальный и коррупционный след. Достаточно сказать, что все главные строители владивостокских мостов оказались на скамье подсудимых.
«Пока мы говорим лишь о вероятности. Но возможное возвращение Шувалова ставит под вопрос сам смысл нынешних преобразований. Если это произойдет, будет очевидно, что власти не могут предложить Дальнему Востоку ничего нового. А зачем тогда менять шило на мыло?» – задается резонным вопросом Илдус Ярулин.
Фото: minvr.ru
Итоги-2020: срывая маски