Top.Mail.Ru
Экономика
Чукотский автономный округ
0

На Чукотке против крупнейшего медного ГОКа протестуют дети

ГОК
KAZ Minerals столкнулась с серьезными проблемами

Казахстанская компания KAZ Minerals продолжает заниматься реализацией проекта строительства Баимского ГОКа на Чукотке, надеясь его запустить точно в намеченный срок. Но уже сейчас появился ряд проблем, способных заставить KAZ Minerals пересмотреть дату его открытия. Что может затормозить этот проект, разбирался «ФедералПресс».

Заурядное дело

12 января следующего года в арбитражном суде Чукотского автономного округа должно состояться заседание, посвященное иску «Магаданэнерго» к «Дальэнергомосту».

Согласно материалам судебного дела, «Магаданэнерго» хочет добиться досрочного расторжения договора о технологическом присоединении к его электрическим сетям, заключенного с «Дальэнергомостом» в июне 2017 года. Подобное дело не представляло бы собой что-то из ряда вон выходящее, если бы не несколько интересных обстоятельств: «Дальэнергомост» занимается строительством электрических сетей, являясь одновременно «дочкой» ГДК «Баимская».

За спиной же ГДК «Баимская» стоит казахстанская компания KAZ Minerals, планирующая разрабатывать медно-порфировое месторождение Песчанка на Чукотке. Именно ГДК «Баимская» выступает оператором проекта его освоения и будет создавать на нем Баимский ГОК. Она же в разбирательстве между «Магаданэнерго» и «Дальэнергомостом» выступает в качестве третьего лица.

Большое и далекое

Песчанка представляет собой одно из крупнейших в России медных месторождений. Его запасы составляют порядка 9,5 млн тонн меди, не считая содержащихся в руде молибдена и золота.

Эксплуатацию Песчанки предполагается осуществлять тремя карьерами, добытая руда будет перерабатываться на обогатительной фабрике с получением медного и молибденового концентратов. Хвосты обогащения руды будут отправляться в хранилище.

В состав Баимского ГОКа, помимо карьеров и обогатительной фабрики, будут входить поселок для проживания вахтовиков, аэродром и прочая необходимая инфраструктура. Все необходимые для снабжения предприятия грузы будут доставляться на кораблях в порт Певек и оттуда по автомобильной дороге на Баимский ГОК. Через Певек же будет идти перевалка концентратов на экспорт.

«Природные» трудности

Проект Баимского ГОКа должен принести небогатой по сравнению с другими регионами России Чукотке большие выгоды – рост налоговых отчислений в бюджет, повышение занятости и, соответственно, благосостояния местных жителей, строительство дорожных и энергетических объектов. С ними-то как раз и есть серьезные сложности.

Дело в том, что на Чукотке нет привычных для средней полосы России асфальтовых магистралей, там имеются зимники, пересекающие многочисленные речки и ручьи. Зимой по ним ездить нормально (если только не метет пурга), летом же они раскисают от воды, превращаясь в труднопроходимую грязь.

С энергоснабжением тоже все непросто. Линии электропередачи придется тянуть на приличные расстояния и ставить вышки для них в условиях вечной мерзлоты и пересеченного рельефа. С их транспортировкой тоже хлопот не оберешься, их придется доставлять большегрузами или вертолетами, по воздуху. В результате стоимость линий электропередачи будет в буквальном смысле слова золотой – цена за один километр может превысить 30 млн рублей.

Государство поможет отчасти

Исходя из огромных затрат на строительство Баимского ГОКа (они оцениваются в 7 млрд долларов), дорожных и энергетических объектов, ожидалось, что часть расходов на себя возьмет государство. Естественно, не Казахстан (хотя почему бы ему тоже не поддержать проект деньгами), а Россия, заинтересованная в развитии Чукотки. Для KAZ Minerals это было удобно, поскольку вытянуть в одиночку дорогостоящий проект она попросту не сможет.

Вроде бы все шло как было выгодно KAZ Minerals, однако нынешней осенью проект стал пробуксовывать. Например, согласно документу, ожидалось, что прокладка автомобильной дороги от мыса Наглёйнгын (там должен быть создан терминал для перевалки грузов и установлена плавучая СПГ-электростанция) до Баимского ГОКа длиной почти 430 километров и стоимостью 70,9 млрд рублей будет профинансирована из бюджета через трансферты Чукотке. Теперь же выстраивается иная схема: для ее постройки от Наглёйнгын до Билибино намечено заключить концессионное соглашение с участием инвестора, правительства Чукотки и Фонда развития Дальнего Востока. Кто будет оплачивать ее прокладку от Билибино до Баимского ГОКа – неясно, точно не бюджет.

По мнению отраслевых экспертов, KAZ Minerals может не потянуть даже этот участок.

«KAZ Minerals самостоятельно не сможет профинансировать участок Баимский ГОК – Билибино, несмотря на то что его стоимость, вероятно, в несколько раз меньше стоимости всей планируемой автодороги», – считает Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».

«Вероятно, строить дорогу будут за счет средств частных инвесторов, но кто именно это будет, пока сказать нельзя. Возможно, что наряду с владельцем ГОКа это могут быть и другие компании, которые работают в регионе», – солидарен с ним Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент».

Невыгодный клиент

Иск «Магаданэнерго» к «Дальэнергомосту» может свидетельствовать о ее сопротивлении проекту Баимского ГОКа. Откуда бы на него ни поступала электроэнергия – с СПГ-электростанции у мыса Наглёйнгын или из Магаданской области, – строительство линий электропередачи будет недешевым: в первом варианте оно обойдется в 26,2 млрд рублей, во втором – в 108,3 млрд рублей.

В обоих же вариантах «Магаданэнерго» пришлось бы нести ответственность за надежность и стабильность эксплуатации линий электропередачи и подстанции, финансировать их ремонт. Найти на все средства, не повышая тарифы на электроэнергию, у нее не получится. Возможно, поэтому она стремится расторгнуть договор с «Дальэнергомостом». Для KAZ Minerals речь идет об ударе под дых – альтернативы «Магаданэнерго» нет, за исключением «Чукотэнерго». Они обе входят в «РусГидро», и, вероятно, с ней KAZ Minerals придется договариваться о технологическом присоединении Баимского ГОКа к электрическим сетям.

Обойтись же без них KAZ Minerals не сможет, создавать же прямо на площадке Баимского ГОКа электростанцию, работающую на сжиженном газе или угле, не имеет смысла.

«Возить газ в цистернах для стационарной ГЭС может быть невыгодно из-за увеличения транспортных расходов и дополнительной нагрузки на окружающую среду региона. А строительство электростанции на угле тоже вряд ли целесообразно из-за ее вредных выбросов и необходимости возить уголь на нее, создавать его запас», – указал Дмитрий Баранов.

Дети выступили против

KAZ Minerals пришлось столкнуться и с протестами жителей Чукотки, чего ее топ-менеджеры совсем не ожидали. В сентябре школьники из села Рыткучи провели акцию против создания терминала на мысе Наглёйнгын и прокладки автомобильной дороги.

Опасения детей и их родителей обоснованы – KAZ Minerals хочет разместить терминал в самом центре Чаунской губы, где ловят рыбу жители всех прибрежных деревень. Дноуглубительные и строительные работы могут вызвать шум и вибрации, которые заставят рыбу уйти в более тихие места. Дорога же будет мешать выпасу оленей.

Как ни удивительно, законодательство на их стороне – согласно Декларации ООН о правах коренных народов, они имеют право на сохранение и охрану окружающей среды.

Акция школьников вызвала реакцию со стороны прокуратуры Чукотки, пообещавшей проверить соблюдение требований законодательства при подготовке проектной документации на терминал и дорогу и прав населения при проведении общественных слушаний по поводу их строительства. Впоследствии выяснилось, что никаких общественных слушаний вообще не было и надо ждать, когда они состоятся.

Все это свидетельствует о том, что Баимский ГОК может заработать позже, чем ранее намечалось, хотя время его открытия KAZ Minerals пока не изменила: оно по-прежнему намечено на 2026 год.

«Сроки строительства ГОКа в первую очередь зависят от тех ресурсов, которые будут направлены на реализацию проекта. Если оперативно будут решены все организационные расходы, получены необходимые разрешения и согласования от различных органов власти, а в строительство будут вложены необходимые ресурсы, то реализовать проект к указанной дате вполне возможно. Вместе с тем, учитывая, что проект планируется реализовать в Арктической зоне с ее непростыми условиями, ввод ГОКа может быть перенесен», – резюмировал Дмитрий Баранов.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Аблицова

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.