Логистическая группа ОТЭКО миллионера Мишеля Литвака намерена приобрести «Сибантрацит», одного из крупнейших производителей угля в России. Сделка может оказаться из ряда вон выходящей для отечественного бизнеса: обычно угольные компании покупают порты и терминалы, а тут все наоборот. Что из себя представляет ОТЭКО, насколько перспективны ее проекты и с какими проблемами она столкнулась, разбирался «ФедералПресс».
ОТЭКО в очередной раз на первых ролях в российской повестке: она претендует на покупку «Сибантрацита», который делят между собой вдова, дети и партнеры владельца компании Дмитрия Босова. «Сибантрацит» разрабатывает угольные месторождения в Кемеровской, Новосибирской и Амурской областях. А основные активы группы ОТЭКО находятся на противоположном конце страны, на юге.
ОТЭКО широко известна в логистической и стивидорной сферах. Ее основал бизнесмен Мишель Литвак, родившийся в 1951 году в Советском Союзе и иммигрировавший в детстве с родителями в Бельгию. В 2019 году он получил российское гражданство.
В 1974 году Мишелю Литваку удалось найти финансирование для создания своего первого бизнеса – сети медицинских лабораторий. Одновременно он стал трейдером. После распада СССР Мишель Литвак вернулся на родину и принялся торговать потребительскими товарами, основав фирму «Русский мир».
Затем «Русский мир» приобретает парк железнодорожных цистерн и после, в 2001 году, одного из своих конкурентов – железнодорожную компанию СФАТ. На их базе в 2002 году и была образована ОТЭКО.
Еще Мишель Литвак не чужд искусства: он основал голливудскую кинокомпанию, снявшую несколько известных фильмов – «Ночной змей», «Драйв», «Бобби» и «Одержимость» (последний получил три «Оскара»).
Все на экспорт
Основное же занятие для Мишеля Литвака – развитие ОТЭКО. Для нее в свою очередь ключевыми являются несколько проектов в порту Тамань, расположенном в незамерзающей и глубоководной части российского побережья Черного моря.
К строительству первого из них, Таманского перегрузочного комплекса нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (ТПК), ОТЭКО приступила в 2004 году. Он был открыт в 2012 году и с тех пор работает без особых проблем.
На ТПК можно перегружать на морские корабли дедвейтом до 160 тыс. тонн всю гамму производимых в России нефтепродуктов. Для их хранения перед отправкой используется резервуарный парк общим объемом 850 тыс. кубометров для жидких нефтепродуктов и 28,8 тыс. кубометров – для сжиженных углеводородов.
Второй проект - Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ) Литвак начал в 2014 году. ТТНГ должен обеспечить перевалку на суда 50 млн тонн угля, 5 млн тонн серы и 5 млн тонн минеральных удобрений в год, открыв тем самым новые маршруты для их транспортировки в Европу, Африку, Азию и Америку. Порядка 2 млрд долларов на его строительство предоставил ВТБ.
Сроки ввода в эксплуатацию ТТНГ неоднократно сдвигались: его рассчитывали открыть то в 2015, то в 2018 году. Заработал же он в марте 2019 года, когда из него ушло первое судно, наполненное углем: его поставил как раз «Сибантрацит».
Подоплекой строительства терминала могла стать необходимость развития экспорта угля из Кемеровской области – возможности его перевалки в портах Дальнего Востока ограничены. Поэтому создание на юге, точнее в Тамани, новых экспортных мощностей оказалось довольно очевидным решением.
Еще и зерно?
Еще ОТЭКО собирается строить в порту Тамань, исходя из его выгодного географического положения, зерновой терминал – порт находится вблизи сельскохозяйственных центров юга России и дает агрохолдингам выход на рынки сбыта на Ближнем Востоке и в Африке. Они смогут переваливать через терминал 12,5 млн тонн зерна – довольно хороший объем для государственного курса на увеличение экспорта агропромышленной продукции из России.
Правда, сооружать зерновой терминал ОТЭКО хотела начать в конце 2016-го – начале 2017 года и открыть его в первой половине 2019-го; в качестве партнера рассматривался мировой зерновой трейдер Louis Dreyfus. На сайте же ОТЭКО говорится, что сейчас ведутся проектные работы.
Есть ли деньги?
Судя по информации Seldon.Basis, АО «ОТЭКО» в 2019 году понесло убыток в 121,6 млн рублей, имея обязательства на 7,9 млрд рублей. ООО «ОТЭКО-Терминал» в 2019 году получило чистую прибыль в размере 220,3 млн рублей, его же обязательства превысили 12,4 млрд рублей, у ООО «ОТЭКО-Портсервис» они были равны почти 908,3 млн рублей и 128,9 млрд рублей соответственно, что объяснимо: инвестиционный проект, только начавший работу, будет отбивать вложения постепенно.
Деньги же, полученные ОТЭКО от продажи принадлежащих ей 14 тыс. цистерн и вагоноремонтного предприятия «СФАТ-Рязань» железнодорожному оператору «Нефтесервис» в 2018 году, скорей всего, уже потрачены.
Даже если сейчас ситуация начнет выправляться, ОТЭКО ждут непростые времена. Приобретение же «Сибантрацита» может как улучшить положение компании за счет создания грузовой базы, так и ухудшить из-за возможного роста кредиторской нагрузки. Ближайшие годы станут для компании определяющими: если ТТНГ начнет генерировать прибыль, устойчивость всей ОТЭКО не будет вызывать сомнений.
Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Компания/персона недели