Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Зачем ОТЭКО Сибантрацит?

Стивидор может купить крупнейшего производителя антрацита
Мишель Литвак
Развитие портового бизнеса пошло не по плану

Логистическая группа ОТЭКО миллионера Мишеля Литвака намерена приобрести «Сибантрацит», одного из крупнейших производителей угля в России. Сделка может оказаться из ряда вон выходящей для отечественного бизнеса: обычно угольные компании покупают порты и терминалы, а тут все наоборот. Что из себя представляет ОТЭКО, насколько перспективны ее проекты и с какими проблемами она столкнулась, разбирался «ФедералПресс».

ОТЭКО в очередной раз на первых ролях в российской повестке: она претендует на покупку «Сибантрацита», который делят между собой вдова, дети и партнеры владельца компании Дмитрия Босова. «Сибантрацит» разрабатывает угольные месторождения в Кемеровской, Новосибирской и Амурской областях. А основные активы группы ОТЭКО находятся на противоположном конце страны, на юге.

ОТЭКО широко известна в логистической и стивидорной сферах. Ее основал бизнесмен Мишель Литвак, родившийся в 1951 году в Советском Союзе и иммигрировавший в детстве с родителями в Бельгию. В 2019 году он получил российское гражданство.

В 1974 году Мишелю Литваку удалось найти финансирование для создания своего первого бизнеса – сети медицинских лабораторий. Одновременно он стал трейдером. После распада СССР Мишель Литвак вернулся на родину и принялся торговать потребительскими товарами, основав фирму «Русский мир».

Затем «Русский мир» приобретает парк железнодорожных цистерн и после, в 2001 году, одного из своих конкурентов – железнодорожную компанию СФАТ. На их базе в 2002 году и была образована ОТЭКО.

Еще Мишель Литвак не чужд искусства: он основал голливудскую кинокомпанию, снявшую несколько известных фильмов – «Ночной змей», «Драйв», «Бобби» и «Одержимость» (последний получил три «Оскара»).

Все на экспорт

Основное же занятие для Мишеля Литвака – развитие ОТЭКО. Для нее в свою очередь ключевыми являются несколько проектов в порту Тамань, расположенном в незамерзающей и глубоководной части российского побережья Черного моря.

К строительству первого из них, Таманского перегрузочного комплекса нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (ТПК), ОТЭКО приступила в 2004 году. Он был открыт в 2012 году и с тех пор работает без особых проблем.

На ТПК можно перегружать на морские корабли дедвейтом до 160 тыс. тонн всю гамму производимых в России нефтепродуктов. Для их хранения перед отправкой используется резервуарный парк общим объемом 850 тыс. кубометров для жидких нефтепродуктов и 28,8 тыс. кубометров – для сжиженных углеводородов.

Второй проект - Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ) Литвак начал в 2014 году. ТТНГ должен обеспечить перевалку на суда 50 млн тонн угля, 5 млн тонн серы и 5 млн тонн минеральных удобрений в год, открыв тем самым новые маршруты для их транспортировки в Европу, Африку, Азию и Америку. Порядка 2 млрд долларов на его строительство предоставил ВТБ.

Сроки ввода в эксплуатацию ТТНГ неоднократно сдвигались: его рассчитывали открыть то в 2015, то в 2018 году. Заработал же он в марте 2019 года, когда из него ушло первое судно, наполненное углем: его поставил как раз «Сибантрацит».

Подоплекой строительства терминала могла стать необходимость развития экспорта угля из Кемеровской области – возможности его перевалки в портах Дальнего Востока ограничены. Поэтому создание на юге, точнее в Тамани, новых экспортных мощностей оказалось довольно очевидным решением.

Еще и зерно?

Еще ОТЭКО собирается строить в порту Тамань, исходя из его выгодного географического положения, зерновой терминал – порт находится вблизи сельскохозяйственных центров юга России и дает агрохолдингам выход на рынки сбыта на Ближнем Востоке и в Африке. Они смогут переваливать через терминал 12,5 млн тонн зерна – довольно хороший объем для государственного курса на увеличение экспорта агропромышленной продукции из России.

Правда, сооружать зерновой терминал ОТЭКО хотела начать в конце 2016-го – начале 2017 года и открыть его в первой половине 2019-го; в качестве партнера рассматривался мировой зерновой трейдер Louis Dreyfus. На сайте же ОТЭКО говорится, что сейчас ведутся проектные работы.

Есть ли деньги?

Судя по информации Seldon.Basis, АО «ОТЭКО» в 2019 году понесло убыток в 121,6 млн рублей, имея обязательства на 7,9 млрд рублей. ООО «ОТЭКО-Терминал» в 2019 году получило чистую прибыль в размере 220,3 млн рублей, его же обязательства превысили 12,4 млрд рублей, у ООО «ОТЭКО-Портсервис» они были равны почти 908,3 млн рублей и 128,9 млрд рублей соответственно, что объяснимо: инвестиционный проект, только начавший работу, будет отбивать вложения постепенно.

Деньги же, полученные ОТЭКО от продажи принадлежащих ей 14 тыс. цистерн и вагоноремонтного предприятия «СФАТ-Рязань» железнодорожному оператору «Нефтесервис» в 2018 году, скорей всего, уже потрачены.

Даже если сейчас ситуация начнет выправляться, ОТЭКО ждут непростые времена. Приобретение же «Сибантрацита» может как улучшить положение компании за счет создания грузовой базы, так и ухудшить из-за возможного роста кредиторской нагрузки. Ближайшие годы станут для компании определяющими: если ТТНГ начнет генерировать прибыль, устойчивость всей ОТЭКО не будет вызывать сомнений.

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Сюжет по этой теме
27 марта 2020, 16:03

Компания/персона недели

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.