Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

Кто выиграл или проиграл от коронавируса в Челябинской области: кому беда, кому – мать родна

магазин
Прилавки забиты, но покупателей все меньше

COVID-19 ударил не только по здоровью человечества, но и по экономике и бизнесу. Но если стратегические отрасли так или иначе смогли устоять, то про мелких и средних предпринимателей этого не скажешь. С другой стороны, кто-то, наоборот, поднялся на всеобщей беде и хаосе. «ФедералПресс» попытался разобраться в ситуации на примере Челябинской области.

«Потерпевшие»

Всеобщая изоляция и карантин, безусловно, не могли не сказаться на макроэкономических показателях региона. Особенно в период повального закрытия производств.

В первоначальный этап пандемии, когда власть оказалась растерянной и беспомощной, массовые запреты привели к разорению многих мелких и средних предприятий. Несмотря на относительно оптимистичные заявления чиновников, реальная безработица выросла более чем в шесть раз. Сильнее всего пострадали сферы услуг, досуга, развлечений, туризма, общепита, авторемонта, производства одежды и обуви. Массовая безработица сильно ударила и по коммунальной сфере – у людей просто нет средств оплачивать постоянно повышающиеся тарифы ЖКХ, порой не хватает денег даже на содержание семьи.

39277d76249b2bafa87f41d304d61b36.jpg

Частный предприниматель Виктор создал сеть небольших кафе не только в Челябинской области, но и в соседней Свердловской области и Башкирии. После летнего введения жесточайшего карантина бизнес практически рухнул: из 26 кафешек «в живых» осталась только одна, в Челябинске. И чтобы не закрывать бизнес окончательно, Виктор продал свою машину, дабы финансово поддерживать оставшийся штат сотрудников.

Не проще ситуация и в среднем сегменте бизнеса. Известный челябинский бренд в области рыболовства из-за пандемии вынужден был перенести производство из Китая в родной город. Однако безработица, запреты, слежка с помощью квадрокоптеров во многом убили рыбалку как хобби и способ пропитания. В итоге только продажи прикормки упали на 40 %, не говоря уже о более серьезных изделиях.

Еще одна история. Компания Дмитрия заняла свою маленькую нишу на рынке газового оборудования и небольшой сети заправочных станций. За время пандемии, когда многие челябинцы вдруг перешли в разряд безработных, спрос на топливо упал почти вдвое. Но фирме пока удается сохранять штат сотрудников – за счет поставок крупного оборудования для газовой отрасли.

«Выжившие»

Некоторые профессии, пережив недолгий спад, выкарабкались и вышли на докризисные показатели. В первую очередь это касается таксистов и парикмахеров.

Николай из Челябинска таксует уже несколько лет. Только на себя, игнорируя крупные фирмы. Сразу после введения в Челябинской области жестких мер изоляции самозанятый таксист панически «просел»: заказы свелись почти к нулю, а те несколько вызовов, которые все же удавалось заполучить, в лучшем случае позволяли окупить бензин и приобрести несколько пакетиков еды для кота. Однако после снятия жестких мер былое вернулось: за вечер Николай зарабатывает 3–4 тысячи рублей, иногда до пяти. А «сетевые» таксисты хвастаются даже заработками в 12 тысяч рублей за ночь. Кстати, число таксомоторов в последний год в Челябинске выросло в три раза.

Галина, работающая парикмахером более 20 лет, в момент сильнейших ограничений задумывалась даже о смене профессии – хотела пойти кассиром в супермаркет. Но после снятия режима самоизоляции жизнь наладилась: просидевшие несколько месяцев на карантине челябинцы настолько обросли, что толпой ринулись в салоны красоты. Пришлось вводить режим записи на прием. И сегодня рабочий день Галины настолько плотный, что не всегда удается пообедать. Впрочем, она не жалуется.

«Счастливчики»

Как известно, любая медаль имеет два стороны, а значит, всегда есть не только проигравшие, но и выигравшие.

В первую очередь это, конечно, торговые сети. Как говорится, COVID приходит и уходит, а кушать хочется всегда. По предварительным данным, за 10 месяцев этого года прибыль крупных продовольственных ретейлеров возросла почти на четверть. И хотя, надо признать, региональная и городская власти не допустили массового ажиотажа в магазинах и дефицита продуктов, человеческая психология сделала свое дело: на какое-то время спрос на сахар, крупы, соль, лимоны и имбирь был повышенным. Сказалась и засуха, оставившая область без учетного урожая картофеля, лука, моркови и свеклы. В итоге инфляция в годовом исчислении уже перевалила за отметку в 4 %.

В условиях пандемии, естественно, резко вырос спрос на медицинские изделия и лекарства. Эта отрасль поднялась очень быстро. Достаточно сказать, что в среднем чистая прибыль челябинских аптек за 10 месяцев 2020 года составила 45 %. Прибыль фабрик по производству защитных масок и перчаток не озвучивается, но, по мнению инсайдеров, она превышает 500 %.

Или такой пример. В октябре обычный ртутный термометр, которые уже тогда были в дефиците, в аптеке стоил почти 170 рублей, а спустя всего месяц в той же самой аптеке его цена выросла уже до 290 рублей. Простые лекарства – от аспирина до парацетамола – тоже подорожали в разы, а один из самых эффективных противовирусных препаратов, который назначают при лечении коронавируса, дешевле чем 1600 рублей за упаковку можно даже не искать.

Здорово выиграли и компании по доставе еды и товаров первой необходимости. Некоторые студенты готовы бросить учебу, если она будет мешать их коммерческой деятельности по доставке продуктов больным или престарелым гражданам.

Весьма интересна ситуация и на рынке мебели. Безусловно, в целом отрасль просела, но есть исключения. Сегодня пользуются спросом недорогие кухонные гарнитуры и мягкая мебель. Причина проста: люди, оставшиеся без работы, вынуждены сидеть дома и облагораживать свое гнездышко.

«Да, дешевый сегмент стал популярен, особенно если используется дешевая китайская фурнитура. Оживились и «гаражники» – частники, которые в кустарных условиях клепают дешевую мебель и не платят налоги», – рассказали корреспонденту «ФедералПресс» в солидной челябинской фабрике мебели.

«Замыкая круг…»

В целом Челябинская область экономически с пандемией пока справляется. Да, не без потерь. Но, с другой стороны, и без эпидемии каждый год в регионе банкротятся и закрываются сотни предприятий и контор сферы услуг.

cab9e1f084082550c62fb11236029cc8.jpg

В общем валовом региональном продукте такой индустриальной области, как Челябинская, доля малого и даже среднего бизнеса ничтожна. Область «тащат» металлургия, машиностроение, металлообработка, станкостроение, оборонка и даже сельское хозяйство, но сервис, услуги и досуг – лишь малая толика единого целого.

«Общий товарооборот Челябинской области остался на уровне прошлого года. Правда, тут надо учитывать, что за это время выросли цены, а значит, ВРП не изменился только за счет внешних ресурсов. Что касается безработицы, то она была всегда, только до последнего времени во многом латентной. А когда увеличили пособие для незанятых, то тысячи людей рванули на биржи труда. Хотя, повторюсь, по большому счету регион на фоне пандемии держится достойно», – полагает политолог Александр Подопригора.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Сычева, Евгений Поторочин, Елена Аталыкова

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 11:15

Экономический кризис

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.