Волны губернаторских отставок, ставшие обыденностью в последние годы, создали уникальную для современной России ситуацию: региональные главы, которых откровенно недолюбливали в народе, стали ассоциироваться с позитивом. Изменениям в общественных настроениях способствовал новый подход к подготовке кадров: губернаторов назначение президент, но чтобы выиграть на выборах, они должны проявить себя, показать населению, что действительно хотят изменить жизнь к лучшему. Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) представил доклад «Губернаторы новой волны», в котором объяснил, почему плеяда нынешних глав регионов имеет все шансы оставить после себя не только хорошее наследие, но и позитивный образ, читайте в материале «ФедералПресс».
Комплексный подход
Доклад «Губернаторы новой волны» – совместная работа РАНХиГС, ВЦИОМ и компании ИНСОМАР. Он посвящен изменившейся за последние годы государственной кадровой политике, а главное – уровню ее одобрения среди населения страны. Как отмечает директор департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына, новые губернаторы в большинстве своем, получают поддержку как населения, так и экспертного сообщества. На основе этих данных был сформирован список самых ярких губернаторов новой волны. В него вошли следующие главы регионов (в алфавитном порядке): Антон Алиханов (Калининградская область), Дмитрий Артюхов (Ямало-Ненецкий автономный округ), Вячеслав Гладков (Белгородская область), Александр Моор (Тюменская область), Вячеслав Шапша (Калужская область), Глеб Никитин (Нижегородская область), Александр Осипов (Забайкальский край), Михаил Развожаев (Севастополь), Владимир Солодов (Камчатский край) и Алексей Текслер (Челябинская область).
«Мы хотели изучить образ губернатора новой волны, отношение к нему со стороны населения, способы формирования команды. И по всем критериям лучшими стали именно представители топ-10. В их работе участники опроса и эксперты выделили следующие ключевые особенности: эффективное управление, умение решать проблемы, близость к людям», – поделилась результатами исследования Дарья Кислицына.
Среди черт современного губернатора, который хочет стать успешным, она выделила открытость и понятность, готовность к диалогу, поведение, ассоциирующееся с поведением простого человека, живые эмоции, скромность, любовь к региону, в котором он живет и многое другое. «Сейчас четко выстраивается следующая парадигма: население хочет видеть во власти людей, которые в конфликте бюрократии и гражданина, выберут гражданина. В этих данных нет ничего революционного, но впервые за долгое время жители России действительно верят, что такое возможно», – подчеркнула Кислицына.
Преображение произошло благодаря правильной подготовке кадров. Как рассказал проректор РАНХиГС, директор Высшей школы государственного управления Алексей Комиссаров, программа подготовки кадрового резерва, запуск которой инициировал Владимир Путин, дает свои плоды. «За время существования программы через нее прошли три потока участников. И я особенно горд тем, что наши выпускники и слушатели добиваются серьезных успехов: 36 из них стали губернаторами, несколько человек – министрами, многие получили руководящие должности в крупных структурах. Поэтому название, которое проекту дали в СМИ, «Школа губернаторов», не совсем подходящее. Здесь готовят будущих руководителей», – заявил Комиссаров.
Он подчеркнул, что большинство представителей топ-10 лучших губернаторов новой волны – выпускники проекта, что является отдельным поводом для его гордости. «Необходимо решать проблемы» – первая мысль, которую доносят до обучающихся. Перед будущими управленцами ставят практические задачи и обучают базовым навыкам эффективного управления, но приоритет, как заявляет Комиссаров, необходимо отдавать людям. «Главная цель любого управленца – быть, а не казаться. И новая волна губернаторов это хорошо понимает. Недостаточно просто красиво вести социальные сети и считать себя «народным». Нужно уметь выходить на улицу и делать так, чтобы тебя таковым считали люди. Сейчас существует потребность именно в таких губернаторах и управленцах», – отметил Комиссаров.
А что скажет народ?
Отношение экспертов к губернаторам новой волны совпадает во многом и с мнением жителей регионов. Как отметил руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Михаил Мамонов, их исследования практически полностью сошлись с исследованиями коллег. Мамонов назвал два основных факторов привлекательности современных глав регионов – личностные и функциональные. К первым отнесли умение держать минимальную дистанцию по линии «население – власть», а также сопереживание проблемам населения, ко вторым – способность эффективно решать проблемы региона и населения. «Но ядро образа – личностный компонент. Население хочет видеть человека, а не простую функцию. Он должен быть близок к народу, а если надо – быть его защитником. Губернатору необходимо общаться с населением без лишних посредников, иметь активные страницы в социальных сетях, где население может получить ответ на интересующий вопрос, а также уметь оперативно решать проблемы», – рассказал Мамонов.
Впрочем, перебарщивать с этим также не стоит. Губернаторам свойственно создавать слишком глянцевый образ, некоторые также увлекаются самопиаром настолько, что теряют возможность управлять ожиданиями людей. Когда ожидания завышены, начинаются проблемы с доверием.
Директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский отметил, что работа по созданию образа правильного губернатора начинается задолго до того, как он получает свою должность. «Губернаторы новой волны не стали теми, кем они являются сейчас, по щелчку пальцев: у них был серьезный опыт на прошлых местах работы, дополнительное образование в Школе губернаторов», – считает Потуремский.
Эксперт также выделил имиджевые доминанты, которые позволили губернаторам получить одобрение в своих регионах. Среди них такие критерии, как молодость, активность, самостоятельность, решительность, доступность и искренность, а также образованность, компетентность, опыт руководящей работы и умение использовать новые подходы.
Фото: ФедералПресс /Полина Зиновьева
Итоги-2020: срывая маски