Российская энергетика в условиях пандемии COVID-19 столкнулась с беспрецедентными трудностями. В условиях ограничительных мер и распространения коронавируса необходимо было обеспечить светом и теплом промышленные предприятия, школы, детские сады и медицинские учреждения; вынужденно находящихся дома людей. Отечественная энергосистема проектировалась с запасом прочности для бесперебойной работы и в гораздо более серьезных условиях. Но основной угрозой в 2020 году стала не повышенная нагрузка, а рост неплатежей за жилищно-коммунальные услуги. Как теплоэнергетика пережила этот год – в материале «ФедералПресс».
После введения режима ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции (режим самоизоляции, закрытие малого и среднего бизнеса) ситуация с платежной дисциплиной ухудшилась. Принятие постановления Правительства РФ № 424, установившего до 1 января 2021 года мораторий на применение пени (штрафов) за просрочку оплаты и на ограничение режима потребления для потребителей коммунальных услуг, привело к тому, что недобросовестные плательщики, жилищные организации-посредники прекратили платить по счетам или сократили платежи до минимума.
Уже в мае уровень оплаты за ЖКУ снизился до 85 % от начислений. Подготовка к отопительному периоду, ремонтные и инвестиционные программы шли в условиях снижения уровня оплаты за потребленные энергоресурсы. Прогнозы были крайне пессимистичными: с учетом уже накопленных долгов за тепло, объем дебиторской задолженности перед теплоснабжающими организациями на конец 2020 года должен был увеличиться до 600-800 млрд рублей! При этом плановая выручка всех тепловых организаций за 2020 год планировалась в объеме 1,2 трлн рублей.
В случае реализации этого сценария возникала бы цепная реакция неплатежей по всем предприятиям, сопровождающим процесс выработки тепловой энергии. Последствия для теплоэнергетики могли быть катастрофическими: срыв инвестиционных программ 2020-2021 годов, срыв кампании по подготовке к отопительному периоду, как следствие – рост аварийности и снижение надежности теплоснабжения потребителей. А в результате наращивания долгов перед поставщиками топлива (газ, уголь, мазут) – риск введения ограничения поставок на электростанции, что чревато их остановкой.
Федеральные власти своевременно предприняли ряд мер по укреплению платежной дисциплины. Безусловно, решение поставить на контроль платежи за услуги тепло- и электроснабжения бюджетных организаций и предприятий позволило сократить кассовый разрыв.
Однако общее снижение уровня оплаты за тепловую энергию за период с апреля по ноябрь нарастающим итогом составило 2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дебиторская задолженность за потребленную тепловую энергию на 1 октября составила 176 млрд рублей, на 1 ноября – уже 191 млрд рублей!
При сохранении тренда дебиторская задолженность по итогам года за теплоэнергию может вырасти до 212,5 млрд рублей. За 2020 год увеличение задолженности может составить до 10%, что значительно превышает уровень инфляции за аналогичный период и потребует привлечения кредитных ресурсов для покрытия кассовых разрывов.
В этих условиях необходимо предпринять меры по укреплению платежной дисциплины потребителей и адресной поддержки как поставщиков энергоресурсов, так и наиболее уязвимых групп потребителей, попавших в сложную ситуацию. В том числе – льготное кредитование на покрытие кассовых разрывов гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, при контроле за своевременной и полной оплатой электро- и теплоэнергии как гражданами, так и организациями и учреждениями, в том числе финансируемыми из бюджетов всех уровней.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Итоги-2020: срывая маски