В Сургуте завершился прием документов от желающих побороться за кресло мэра. За месяц в гордуму поступило 66 заявлений. Среди претендентов – политики, бизнесмены, нефтяники, безработные, многодетные мамы. Эксперты «ФедералПресс» оценили весь ассортимент кандидатов и назвали наиболее реальных соперников.
Всенародный конкурс
Эпопея с выдвижением кандидатов на пост мэра Сургута подошла к концу. Конкурсная комиссия в гордуме приняла последние заявления от претендентов, их число достигло 66. И это – уникальный случай для не только для Сургута, но и для страны. Рекорд по числу заявленных кандидатов на пост мэра был зафиксирован Книгой рекордов России в 2014 году в Новосибирске. Но тогдашнее число кандидатов – 35 человек – не идет ни в какое сравнение с ажиотажем, который случился в Сургуте.
Конкурс по отбору кандидатур на должность главы города стартовал 10 декабря решением депутатов. В первую же неделю документы подали семеро претендентов. Бывали дни, когда регистрировали по 5-6 человек. Немало кандидатов остались анонимами для прессы, но и среди обнародованных есть интересные и даже перспективные персонажи.
Первым свои амбиции стать мэром обозначил сотрудник градообразующего предприятия «Сургутнефтегаз» 37-летний Андрей Инкин. Одним из самых молодых кандидатов стал руководитель портала«О, Сургут!» Александр Побережный – ему 27 лет. К слову, пытаясь обратить на себя внимание, накануне Нового года он записал рэп-обращение к местным депутатам, в котором заявил, что городу «нужен свой».
Но даже такой нестандартный ход не идет ни в какое сравнение с неординарностью некоторых кандидатов. К примеру, 32-летний безработный Игорь Лубягин в соцсетях называет себя «Царь и Бог» и предупреждает, что ему нужно платить в буквальном смысле слова «за воздух».
Еще одним неоднозначным кандидатом можно назвать представителя «Коммунистов России» Вадима Абдуррахманова. За ним давно закрепилась слава скандалиста. И даже после сдачи документов конкурсной комиссии думы коммунист умудрился вляпаться в историю: подрабатывая таксистом, он подрался с клиентом, и в итоге загремел в полицию.
Среди претендентов оказалось несколько бизнесменов. Это Илья Попов, Андрей Барышников, Артем Теплов. Есть среди претендентов женщины. Известно, что двое из них – многодетные мамы. В городе нефтяников не обошлось, конечно, и без представителей этой сферы: это малоизвестные горожанам сотрудники различных нефтяных компаний Алексей Рогов, Степан Ерышев, Константин Ступанов, Максим Дубовик, Асман Аушев, Михаил Гринченко и другие.
И хоть среди кандидатов оказалось много молодежи, которая не имела ранее политического и управленческого опыта, нашлись и политические тяжеловесы. Это депутат Сургутской гордумы, член ЛДПР Евгений Барсов. Комментируя свое намерение, он отмечал, что близок к народу и знает, что нужно сургутянам. Барсов, к слову, самый богатый депутат думы, судя по его налоговой декларации за 2019 год. Кроме 72 млн рублей дохода, он владеет 26 квартирами, десятком спортивных самолетов, собственным газопроводом и рядом других объектов.
В последний день документы подал коллега Барсова по партии Михаил Селюков – депутат Тюменской облдумы. Опыт соперничества за высокопоставленный пост у него есть: в 2014 году Селюков участвовал в выборах губернатора Тюменской области, но занял второе место. Кроме того депутат часто посещает Югру, поскольку избран по единому избирательному округу, поэтому в курсе проблем северной территории. Судя по отчету за 2019 год, размещенному на сайте Тюменского парламента, по ходатайству Михаила Селюкова из резервного фонда на бюджетные организации именно Сургута было выделено более 8 млн рублей (из общей суммы в 10,5 млн).
И хоть оба кандидата, по мнению политолога Андрея Шуклина, весьма перспективны, они вряд ли будут избраны на пост: «Накануне такого важного электорального периода, как выборы в Госдуму, Сургут представителям оппозиции не отдадут».
Интрига сохраняется
На протяжении всей заявительной кампании эксперты, приглядываясь к кандидатам, сходились во мнении, что очевидного фаворита среди них нет. Помня опыт прошлых лет, все ждали последнего дня и появления более перспективных кандидатов, возможно, даже неожиданных.
Так было, к примеру, в 2016 году, когда в гонку за кресло мэра в последний момент включился Вадим Шувалов. Он стал одним из 14 кандидатов. Наиболее вероятным его соперником «от власти» считали замглавы Сургута Владимира Базарова. Правда, спустя несколько дней Базаров неожиданно снял свою кандидатуру, по сути, освободив дорогу Шувалову.
На этот раз такими «темными лошадками», появления которых ожидали в последний момент, были действующий глава Сургутского района Андрей Трубецкой, депутат югорского парламента Андрей Филатов, и.о. главы города Анна Томазова, и даже депутат Тюменской облдумы Галина Резяпова.
Однако ни один из прогнозов, похоже, не оправдался. Или реальный фаворит спрятан под маской анонима, обращает внимание политолог Андрей Шуклин: информация о кандидатах общественности предоставлялась скупая, среди претендентов много тех, о ком не известно вообще ничего.
«Полагаю, что больше всего шансов у представителей партии власти. Вероятно, это будет фигура с опытом управления, и полагаю, что человек будет из команды экс-главы Вадима Шувалова. То есть тот человек, который был либо на позициях зама у него, либо возглавлял какое-то структурное подразделение – департамент, управление. Человек из административных властных структур», - считает эксперт.
Глава Сургута выбирается не голосованием, а по итогам конкура. Он проходит в несколько этапов. На первом – принимаются документы от желающих побороться за пост. Учитывая, что сбора подписей не требуется, процедура довольна проста.
На втором этапе конкурсная комиссия оценит профессиональные и личностные качества кандидатов, их видения развития города, работы мэрии. Каждый кандидат пройдет собеседование. После будет сформирован шорт-лист кандидатов. Окончательный выбор депутаты Сургутской городской думы сделают 18 января.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Дума города Сургута