Премьер-министр Михаил Мишустин обозначил компании, которые отвечают за формирование мобильных привычек россиян. Если ранее пользователь мог найти информацию через Google, то теперь предустановлены «Яндекс» и «Mail». Подробности того, чего ждать пользователям с 1 апреля, – в материале «ФедералПресс».
Большинство продуктов в покупаемых пользователями гаджетах создано двумя апостолами российского интернета: «Яндекс» и Mail.ru Group. От «Яндекса» в списке числятся «Яндекс.Браузер», «Поисковая система «Яндекс», «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Диск». Больше всего обязательных приложений будет поставлено Mail.ru Group: «Почта Mail.ru», ICQ, голосовой ассистент «Маруся», «Новости Mail.ru», OK Live, «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Учитывая, что ресурсы «Яндекса» и «Мейла» будут предустановлены (но не факт, что будут использованы!) на новых телефонах, власти могут требовать от компаний большей лояльности, отмечает президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров. «Либо «Яндекс» и Mail.ru становятся младшими партнерами государства, либо государство должно ограничить их рост и влияние путем разделения на отдельные компании по направлениям бизнеса, как будет сделано в США и ЕС», – отмечает Валентин Макаров.
Директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов заметил, что из всего рынка ИТ-компаний, разумеется, есть те, которые вызывают меньше недовольства со стороны госорганов, и для них негласно или открыто создаются большие преференции.
Изначально уверенности в том, что сервисы «Яндекса» окажутся под государственным протекторатом, не было: осенью 2019 года российские чиновники переживали, что почти 85 % обычных акций «Яндекса» торгуются на американской бирже NASDAQ, а значит их может купить любой желающий, в том числе иностранец. Кроме того, адрес юридической регистрации «Яндекса» находится в Нидерландах.
Конфликт удалось решить путем создания Фонда общественных интересов, чей состав, как писали «Ведомости», был утвержден с особым вниманием. «Пусть основу совета фонда сформируют сотрудники вузов и некоммерческих организаций, его состав, да и всю конструкцию детально согласовала, по словам источников «Ведомостей», администрация президента», – писало издание.
Сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож в письме сотрудникам после создания фонда писал, что интерес государства к большой компании, хранящей данные миллионов россиян, понятен.
Ключевым в управлении Mail.ru Group Limited является АО «МФ-технологии», которое принадлежит «Мегафону» на 45 %, на 36 % Сберу, на 10 % Ростеху и на 9 % компании USM Holdings миллиардера Алишера Усманова. «Мегафон» также на 56,3 % контролируется той же USM Holdings, 18,9 % принадлежат структуре «Газпромбанка». Таким образом, одной из ключевых фигур Mail.ru является Алишер Усманов. В расследовании «Он вам не Димон» ФБК* упоминалось якобы о связи миллиардера и бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева через сеть фондов, контролируемых однокурсником Медведева. Издание «Проект» писало о том, что некая резиденция на Волге, куда якобы часто приезжал отдыхать Медведев, записана на офшор White Peak Investments (OM) PCC Limited, который журналисты связали с Алишером Усмановым. Учитывая, что «Яндекс» и Mail.ru, вероятно, контролируются лояльными власти собственниками, отказаться от работы они не смогут, хотя для компаний это может стать проблемой.
В обязательном списке приложений для отечественных смартфонов также есть «МойОфис Документы» – отечественный аналог привычного Microsoft Office. Его разработала компания «Новые облачные технологии», которая на 47 % контролируется «Лабораторией Касперского». Еще немногим более 30 % компании принадлежит бизнесмену Андрею Чеглакову. В 2013 году он был назначен на должность старшего вице-президента «Ростелекома». В 2015-м в связи с изменением структуры компании эта должность была упразднена. «Ростелеком» давно и плотно работал с Федеральной налоговой службой, когда ее возглавлял еще Мишустин. Например, в 2012 году именно РТК создавал для ФНС виртуальную частную сеть (VPN), которая объединила более 2,6 тыс. подразделений ФНС России во всех субъектах Российской Федерации, общая сумма контракта превысила 1,6 млрд рублей.
Президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров рассказал «ФедералПресс», что комиссия при Минцифры, членом которой он являлся, рассматривала заявки, которые прошли формальный отбор по количественным критериям, в том числе – «успешности». Контроль, по словам президента РУССОФТа, был довольно строгий, «Моему офису» пришлось предоставлять дополнительные документы, без которых и они также могли остаться вне списка. «Могу предположить, что из-за этих строгих критериев конкуренты «Моего офиса» не подавали или не прошли предварительный отбор заявки», – отметил Макаров.
Как цифровизация влияет на демографию: «Смартфоны отвлекают людей от общения и секса»
Основные программы взяты у «Яндекса» и Mail.ru Group, потому что это фактически единственные компании в России, способные предоставить подобные продукты, уверен независимый аналитик, создатель телеграм-канала «ЗаТелеком» Михаил Климарев. По его словам, третья компания пока строится – это «Сбер».
Климарев считает, что выбор именно этих программ в качестве обязательных, скорее всего, не приведет к увеличению прибыли компаний-разработчиков, поскольку поставить свои программы на каждый продающийся гаджет весьма непросто. Для этого нужно содержать специальные отделы, которые будут обеспечивать работу всех программ на каждой конкретной модели смартфона, телевизора. «У «Яндекса», знаю, существует отдел, занимающийся взаимодействием с разработчиками гаджетов. Но этих разработчиков намного больше, чем может показаться депутатам Госдумы. К примеру, Alcatel – откуда этой компании знать, что существует какой-то «Яндекс», который нужно обязательно предустановить, чтобы продавать телефоны в России», – заметил эксперт.
Скорее всего, новый закон будет выполняться далеко не с 1 апреля, уверен Климарев. По его мнению, будут несколько компаний, к примеру Samsung, которые согласятся устанавливать, но перед этим нужно будет согласовать много бумаг, что, разумеется, займет время. Некоторые компании, вроде Apple, вообще наплюют на этот закон, уверен Михаил Климарев.
Директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов в комментарии «ФедералПресс» рассказал, что предоставление столь мощной протекции ограниченному числу компаний – всегда палка о двух концах. «С одной стороны, удобнее распространять продукт, который уже имеет массовый характер, протестирован, удобен пользователям, имеет широкую форму поддержки. С другой стороны, монополия в подобной сфере может быть связана с негативными последствиями», – объяснил Климанов.
Владимир Климанов отметил, что принятие решения о подобной протекции должно решать две задачи. Первая – обязательность подключения услуг вне зависимости от того, нравятся они гражданам или нет. И вторая – регулирование цен. «Если оба этих пункта решаются, то такой шаг имеет право быть, однако и в этом случае можно ожидать негативную реакцию от других поставщиков или международного сообщества. Если эти два вопроса не решаются, то имеет место просто преференция в отношении одной или нескольких компаний. В таких случаях мы можем задаться дополнительными вопросами, почему именно были выбраны именно эти поставщики», – подчеркнул эксперт.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова
*ФБК, ВКЛЮЧЕН МИНЮСТОМ В РЕЕСТР ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА