Такси в последние годы стало популярным средством передвижения не только среди обеспеченных россиян, но и широких масс населения. Пандемия внесла свой вклад в увеличение заказов. В чем преимущество поездок на такси для пассажиров и чем это может обернуться для водителей – в материале «ФедералПресс».
Наши люди в булочную на такси ездят
Несколько лет назад поездки на такси были признаком определенного достатка. Простые люди предпочитали пользоваться общественным транспортом, так как это было в разы дешевле.
Но с приходом «Яндекс.Такси», «Ситимобила» ситуация поменялась. Крупные российские агрегаторы решили применить демпинговые технологии и сделать поездку на такси доступной максимально возможному количеству людей. К тому же создание мобильных приложений, через которые так удобно заказать автомобиль в любую точку, также способствовало популярности сервисов.
Сейчас минимальная цена на поездку составляет в регионах около 50 рублей, в Москве – 139 рублей, Санкт-Петербурге – 79 рублей. Также для пассажиров действует ряд бонусов и скидок, что еще уменьшает цену. В принципе, это сопоставимо со стоимостью проезда в общественном транспорте, при этом передвигаться пассажирам предлагают с большим удобством.
Россияне в полной мере оценили предложения и стали массово использовать такси для коротких поездок – в школу, детский сад, магазины, на работу и прочее. При этом те, кто имел собственный автомобиль, могли значительно сэкономить на бензине и техобслуживании личных «лошадок».
Вслед за федеральными игроками цены пришлось снизить и крупным региональным компаниям, занимающимися пассажирскими перевозками на такси.
По словам Михаила Б., работающего в одном из российских агрегаторов, доходит до смешного – цена поездки ниже, чем на общественном транспорте. «Приезжаю на заказ, садятся четверо мужчин. Ехать примерно 5 километров. С учетом всех бонусов, которые им начислил агрегатор, заплатили 16 рублей за поездку. А если бы на автобусе, то раскошелились на 140 рублей [цена билета на автобусе 35 рублей. – Прим. ред.]. Конечно, случай нестандартный, но, в принципе, я езжу за трамвайный билет», – с горечью прокомментировал Михаил.
Популярности добавила и пандемия. Многие посчитали, что передвижение малой группой или в одиночку на такси гораздо безопаснее, чем на общественном транспорте.
Обратная сторона такси
То, что сработало на популярность такси как средства передвижения – низкие цены для пассажиров, – стало головной болью водителей.
Агрегатор забирает за свои услуги от 17 до 23 % за заказ. Те, кто машины арендует, должны платить от 3 до 5 % с заказа таксопарку. Таким образом, с учетом накладных расходов на топливо водители такси либо работают «за еду», либо должны работать по 12–14 часов, причем используя одновременно несколько приложений от разных агрегаторов. Такой график не лучшим образом отражается на здоровье водителей, возрастает вероятность аварийных ситуаций.
Вторая проблема – поведение пассажиров. Так как стоимость поездки низкая, такси стало доступно для так называемого маргинального слоя. Мелкие хулиганства, оскорбления в адрес водителя и хамское поведение – все это неоднократно выкладывалось в соцсети. При этом агрегатор скорее встанет на сторону пассажира, чем водителя.
Не менее острой стала и проблема неплатежей со стороны пассажиров. Используется масса схем – фальшивые приложения онлайн-банков, попытки сбежать на промежуточной точке маршрута. Нормальным считается доехать до конечной точки и просто заявить, что платить не намерены. Не будет же таксист силой вытрясать деньги. А в случае заявки «поездка за наличные» доказать, что был факт неплатежа, невозможно, никто таксисту компенсировать ничего не будет.
Олег М. из Самары поделился с редакцией эпичной историей. «Подвожу девушку в аэропорт, стоимость поездки чуть больше 1000 рублей. Выглядит прилично, оплата по безналу. И прямо в аэропорту она меняет оплату на наличные и заявляет, что денег у нее нет. А самолет вот-вот улетает, и ей надо немедленно выйти. Договориться не удалось, поэтому я просто отвез ее обратно в город. Даже если она действительно собиралась куда-то лететь, то это ее проблемы», – рассказал он.
В итоге низкая и привлекательная цена на поездку в такси, которая стала триггером популярности этого сервиса, обернулась значительным снижением доходов для водителей. Как результат – таксопарки разоряются, водителей становится меньше, а значит, время ожидания гораздо больше. Да и безопасность пассажиров снижается, так как профессионалы из отрасли уходят, а замещают их иногда достаточно одиозные персонажи.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский