«ФедералПресс» и Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов (Инстратком) представляют январский рейтинг медиаактивности федеральных министров. По итогам первого месяца 2021 года одни министры совершили головокружительный взлет, другие – такое же головокружительное падение. Сменилась и тройка лидеров. Подробности расскажем в материале «ФедералПресс».
Лидеры и аутсайдеры рейтинга
Рейтинг медиаактивности федеральных министров подготовлен на основе данных о количестве упоминаний каждого члена кабмина в СМИ. Всего системы мониторинга выявили 153 тысячи 994 упоминания.
Традиционно рейтинг возглавляет премьер-министр Михаил Мишустин– его имя СМИ упомянули 40 тысяч 409 раз, это более 26% от общего количества упоминаний министров. Аналитики объясняют это самой спецификой премьерской должности – Мишустин имеет широкий круг полномочий и дает множество инфоповодов, связанных как с внутренней, так и с внешней политикой.
Вторую строчку рейтинга в январе занял министр здравоохранения Михаил Мурашко– 16 тысяч 705 упоминаний. Глава Мин здравая поднялся с третьего места. Чаще всего Мурашко фигурировал в сообщениях СМИ, связанных с борьбой с коронавирусом и ослаблением ограничений в ряде регионов. Упоминался министр и в прогнозах возможного всплеска заболеваний на фоне протестов 23 и 31 января.
На третье место по итогам января вырвалась вице-премьер Татьяна Голикова– 14 тысяч 083 упоминаний. Рост сразу на три позиции обусловлен, по словам авторов рейтинга, «началом массовой вакцинации от COVID-19, которую курирует Голикова, а также дискуссией, разгоревшейся на фоне предложений о создании «ковидных паспортов». Кроме того, вице-премьер упоминалась в контексте противодействия вовлечению подростков к протестным акциям.
Четвертым в рейтинге на этот раз стал глава МИД Сергей Лавров– 13 тысяч 817 упоминаний (сохранил позиции). Спектр тем сообщений, связанных с именем Лаврова, не изменился по сравнению с предыдущими периодами.
Пятерку самых публичных министров замывает глава Минпросвещения Сергей Кравцов– 6 тысяч 635 упоминаний (поднялся сазу на пять пунктов). Чаще всего в сообщениях СМИ он фигурирует в свете перехода школ на смешанную форму обучения, перспектив сокращения школьных каникул, порядка сдачи государственных экзаменов в 2021 году и обновления преподавательского состава за счет стимулирования выпускников педвузов.
Меньше всего в январе присутствовали фамилии министра юстиции Константина Чуйченко(304 упоминания), главы МЧС Евгения Зиничева(280 упоминаний) и министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова(103 упоминания). Они заняли в рейтинге 30-32 места соответственно. При этом Чуйченко (потерял сразу восемь позиций) и особенно Зиничев (самое серьезное падение – на 12 пунктов) впервые попали в число аутсайдеров, в отличие от Чекункова, который после вступления в должность в ноябре прошлого года пока не проявляет медийной активности. Слабую медиаактивность Чекункова генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлевсвязывает с тем, что «темы Дальнего Востока и Арктики в период пандемии и социального «повисли» в воздухе».
Взлеты и падения министров
Многие министры сохранили свои позиции по сравнению с предыдущим рейтингом (перемещения были незначительными – на 1-4 строчки). Но ряд членов кабмина совершил весьма заметные взлеты и резкие падения. Например, сразу на 12 пунктов поднялся министр труда и соцзащиты Антон Котяков (14 место). Аналитики объясняют это тем, что как раз в январе ведомство Котякова занималось организацией выплат повышенных пособий и увеличением количества пособий по безработице в условиях пандемии.
Укрепила свои позиции вице-премьер Виктория Абрамченко, которая поднялась сразу на 9 ступенек (11 место). Такой скачок обусловлен актуализацией экологической повестки в нескольких регионах страны уже в начале года.
Активизировал свою деятельность и в результате прибавил сразу семь пунктов глава Минцифры Максут Шадаев(24 место).
На пять позиций поднялся вице-премьер Александр Новак(6 место).
По пять пунктов к своим рейтингам прибавили вице-премьер Андрей Белоусов(22 место), который активизировался в свете реализации национальных проектов, и глава МВД Владимир Колокольцев(18 место), имя которого стало чаще звучать на фоне всплесков протестной активности в поддержку оппозиционного блогера Алексея Навального.
На те же пять строчек опустился министр энергетики Николай Шульгинов(29 место). Сразу семь пунктов в рейтингах потеряли министр экономики Максим Решетников(19 место) и глава Минспорта Олег Матыцин(15 место). «Снижение медийной активности господина Решетникова связано в том числе с постепенным утиханием информационного шума вокруг критики со стороны президента, а министра Матыцина – с незначительным числом крупных спортивных мероприятий в январе 2021 года», – поясняют авторы исследования.
Глава Минюста Константин Чуйченко, как уже отмечалось, ухудшил свое положение по сравнению с декабрьским рейтингом сразу на восемь позиций. По мнению аналитиков, это может быть связано с тем, что в ведении министра находится не так много проектов, как у его коллег.
На девять пунктов в январском рейтинге опустился глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. «Как и в случае с Решетниковым, это частично связано со снижением информационного шума вокруг роста цен на продукты первой необходимости, – отмечают авторы рейтинга. – Кроме того, частота выступлений и экспертных комментариев со стороны господина Патрушева в обозначенный период ниже, чем у коллег».
Как считает политолог Дмитрий Журавлев, падение рейтинга Патрушева в современных условиях не свяжешь с сезонным характером курируемой им отрасли. «Сельское хозяйство политически перестало быть сезонным. Это огромная экспортная сфера. В условиях пандемии ему надо помогать. Иными словами, есть о чем поговорить, поэтому объективных причин для снижения публичной активности не вижу», – убежден эксперт.
Еще большее падение продемонстрировал вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев(20 место). Его позиции ухудшились сразу на 10 пунктов. Но авторы прогнозируют, что уже в феврале он улучшит положение, так как активизировал адресную работу с губернаторами курируемого округа.
Абсолютным аутсайдером по итогам января стал глава МЧС Евгений Зиничев. Он оказался лишь на предпоследнем 31 месте, потеряв сразу 12 пунктов. Такое падение связывается в том числе с прогнозами о назначении Зиничева на пост главы ФСБ, в связи с чем его попросту выводят из информационной повестки. В свою очередь, политолог Анатолий Никифоровсчитает, что «на посту главы МЧС фигура Сергея Шойгу была поярче, вероятно, поэтому убрали пиар-составляющую».
Но за министра вступился политолог Олег Бондаренко. По его мнению, медиаактивность главы МЧС напрямую связана с крупными чрезвычайными происшествиями в стране. «Если в стране ничего не взрывается и не горит, то и цитируемость Евгения Зиничева будет низкая, – говорит Бондаренко. – Но это не значит, что он неэффективен. Может быть, наоборот. Раз серьезных чрезвычайных происшествий в стране нет, то это министерство, возможно, работает на опережение. Так что рейтинг медийной активности не всегда коррелирует с эффективностью».
Резонанс на высшем уровне
Президенту Владимиру Путину критиковать правительство в январе особо было не за что. А вот сами министры подкидывали СМИ и обществу довольно резонансные темы. Одна из них – перспективы создания в России суда по правам человека как альтернативы ЕСПЧ. К реализации этого предложения привлечены некоторые члены кабмина.
Замечены оказались высказывания министра обороны Сергея Шойгу вокруг секретного визита президента Владимира Путина в Сирию. Шойгу заявил, что по итогам этой операции «можно снимать кино». Социальные сети тут же откликнулись на это заявление мемами.
Яркие речи традиционно произносит и глава МИД Сергей Лавров. Так, министр сравнил действия Константинопольского патриарха Варфоломея с открытием ящика Пандоры, а говоря о политике США на Ближнем Востоке, назвал американцев «слонами в посудной лавке».
Политолог Анатолий Никифоров отмечает, что «у правительства не все получается». «Не исключаю, что возможны кадровые решения по отношению к тем министрам, которые занимают низкие строчки рейтингов. Ну или вероятны повышения тех, кто занимает высокие. Возможно, речь идет о кадровый играх», – полагает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева