На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, инициированный депутатами Тюменской облдумы в 2019 году, о внесении изменений в закон о теплоснабжении. Поправки должны решить проблему передачи бесхозных котельных на обслуживание единым теплоснабжающим организациям (ЕТО). Вот только тепловики совсем не уверены, что в обсуждаемой редакции закона это получится. Что не так с процедурой передачи брошенных котельных – уточнил «ФедералПресс».
Откуда брать деньги на «бесхоз»?
Зимой 2017 года в Тюменской области две новые частные котельные, обеспечивающие теплом четыре новостройки, были брошены законным владельцем (застройщиком), который довел их до состояния, близкого к критическому. Причем случилось это в разгар отопительного сезона. Ситуация требовала решительных мер.
В декабре администрация Тюмени «передала» эти котельные на обслуживание единой теплоснабжающей организации АО «УСТЭК». В результате слаженной работы тепловики в разгар зимы обеспечили тепловой энергией население, объекты социальной инфраструктуры.
Но здесь возникла коллизия. Принудительно переданные теплоснабжающей организации бесхозяйные котельные не были учены в тарифных решениях. Откуда ЕТО брать деньги на этот «бесхоз», в мэрии тогда не уточнили. А ведь теплоснабжающей организации, как, впрочем, и любой другой, требуются средства на обеспечение работы и обслуживание котельных, тепловых сетей, на налоговые отчисления и зарплату работникам. В данном случае источник финансирования - это тариф, которые утверждается органами государственной и муниципальной власти.
Самое очевидное последствие - это отказ тарифного органа спустя год принять к учету понесенные тепловиками затраты на бесхозяйные котельные, как необоснованные. А далее проблемы растут как снежный ком. Даже не говоря о возможных негативных правовых последствиях для руководства ЕТО в части «нецелевого» расходования средств, риски подобных решений муниципальных властей несут как экономические, так техногенные негативные последствия.
В единой теплоснабжающей организации констатируют: ситуация близка к критической. Котельные относятся к технологически сложным, опасным производственным объектам, требующим наличия специально обученного, подготовленного и аттестованного персонала. А также необходимо проведение экспертизы промышленной безопасности, безопасности в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, в сферах экологии и природоохранного законодательств.
Правовая коллизия
Так называемые бесхозяйные котельные, как правило, доведены бывшими владельцами до критического состояния, иногда построены с несоблюдением требований строительного законодательства, порядка подключения и ввода в эксплуатацию.
Уже есть прецеденты, когда муниципалитеты передают в ЕТО «котельные-невидимки», на которые вообще отсутствует какая-либо документация, они нигде не зарегистрированы, не стоят на учете. Более того, у «невидимок» отсутствует разрешение на эксплуатацию, они не учтены в схемах теплоснабжения города, нет тарифа на тепловую энергию.
Сложившаяся ситуация с одной стороны стимулирует недобросовестных собственников «бросать» объекты инфраструктуры, зачастую в разгар отопительного периода. С другой стороны, безусловное право «передачи бесхоза» в эксплуатирующую организацию не стимулирует органы местного самоуправления предотвращать возникновение бесхозяйных котельных и понуждать собственников к эксплуатации таких объектов.
Причина проста – правовая коллизия, а именно «пробелы» в действующем Федеральном законе № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Тюменская областная дума, оценив количество бесхозяйных котельных в регионе, внесла законопроект с изменениями в закон о теплоснабжении в Госвенную Думу ФС РФ. Законопроект доработан на площадке Комитета по энергетики Государственной Думы РФ с участием Минстроя, Минэнерго, Ростехнадзора, направлены замечания экспертного сообщества.
Поправки не исключают риски
Казалось бы, есть надежда, что указанные проблемы замечены и будут решены. Но принятые Госдумой в первом чтении поправки не сняли существенные риски для отрасли теплоснабжения.
Так, законопроектом предлагается наделить орган местного самоуправления полномочиями по передаче единой теплоснабжающей организации выявленного бесхозяйного источника тепловой энергии (котельной) и установления обязанности ЕТО эксплуатировать такой объект «за свой счет» с последующей компенсацией затрат через тариф.
Также орган местного самоуправления может не проводить поиск и проверку собственника этих бесхозяйных, а по факту брошенных котельных. При этом власти получают полномочия передавать такие объекты по своему усмотрению напрямую в ЕТО в любой момент, даже посреди зимы, прямо во время отопительного периода.
Минстрой РФ в свою очередь предлагает обязать теплоснабжающие организации выполнить весь комплекс работ по постановке объекта на учет, регистрации прав собственности, эксплуатации, закупке топлива и проведения ремонтов. При этом администрация города заключает возмездный договор с ЕТО. Но будут ли в бюджете города деньги на это? Да и проблема финансирования непредусмотренных в действующем тарифе ЕТО затрат на внезапно свалившийся «бесхоз» (ремонт, закупка топлива, оплата труда персонала) для его эксплуатации не решена.
Фактически в результате подобного решения муниципалитета (передача бесхозной котельной) у ЕТО немедленно возникает административная и уголовная ответственность, финансовые обязательства, риски невозможности пуска и аварии в отопительный период, ответственность перед потребителями, экономические последствия (некомпенсируемые убытки).
Чего ждут тепловики?
Очевидно, что передача бесхозяйных котельных должна осуществляться только при согласии и наличии возможности у единой теплоснабжающей организации эксплуатировать такой объект. Для этого, отметим, требуется лицензия на эксплуатацию котельного оборудования, аттестованный персонал. И нужно понимать, что котельная может находиться за пределами зоны деятельности ЕТО в совершенно другом районе города.
Объективно выполнить все эти условия на момент передачи той же котельной у тепловиков просто нет - никто же не ждет таких «нежданных подарков».
Эксперты заявляют, что законопроект хотя бы должен предусматривать положения, направленные на временное неприменение обязательных требований промышленной безопасности в отношении бесхозяйных котельных, передаваемых ЕТО. Но это точно не будет принято надзорными органами.
Другой вариант – обязать муниципалитет доводить котельные до нормативного технического состояния. А также предусмотреть закрепление за органом власти ответственности до приведения котельной в нормативное состояние.
Пока же законопроект, полагают эксперты, не готов ко второму чтению. Следует отметить, что предложенный в законопроекте подход будет демотивировать недобросовестных собственников, в том числе застройщиков, построивших котельную без проекта и с нарушением действующих НПА, выполнять свои обязанности. А также не будет стимулировать муниципалитет предотвращать возникновение «бесхозяйных» котельных и своевременно выявлять их.
Оценка тарифных, социальных и бюджетных последствий применения законопроекта не выполнена. Масштаб «бедствия» по стране не оценен: каково количество бесхозяйных котельных, каковы затраты на постановку на учет, регистрацию, восстановление техсостояния, сроки доведения, расчет затрат. Непонятны пока и источник финансирования – за счет бюджета или превышения индекса платы граждан за коммунальные услуги?
Фото: tplusgroup.ru