Иркутские власти пошли в очередной крестовый поход против нелегальных рекламных конструкций. Борьба ведется не первый год, впрочем, без особых успехов. В то время, как власти на снос каждого несогласованного баннера тратят десятки тысяч рублей, организаторы теневого бизнеса зарабатывают миллионы. Видна ли победа в «долгой баннерной» войне в столице Приангарья – в материале «ФедералПресс».
Несите ваши денежки…
Иркутский предприниматель Андрей Т. на собственном опыте убедился, что реклама бывает не только двигателем торговли, но и могильщиком бизнеса. Особенно если относиться к рекламе без пристального внимания. Открыв собственное дело, двое молодых иркутян просчитали, как им казалось, все риски и затраты. Основные расходы составила реклама, но вспомнив, что именно она «двигатель торговли», решили на ней не экономить. По словам предпринимателя, неожиданные потери пришли совершенно с другой стороны.
«У нас почти 40 % от сметы составила наружная реклама. Сумма для нашей фирмы немаленькая. Но мы только открылись и хотелось развития. Нашли предложение, подходящее нам по соотношению «цена/место размещения», заплатили деньги. В итоге реклама вместо оговоренного месяца провисела 2-3 дня. Сначала с собственником рекламной площади по-хорошему пытались договориться, потом оказалось, что у него даже разрешения от городских властей на размещение не было», - рассказал бизнесмен.
Впрочем, начинающие предприниматели оказались далеко не единственными, кто может оказаться в подобной ситуации. Дело в том, что администрация Иркутска с 2018 года прекратила заключать договоры на предоставление площадей под рекламу. Причиной городские власти тогда назвали излишнюю перегруженность города баннерами и растяжками. Сейчас в областном центре 1100 нелегальных конструкций.
Пиррова победа
Стоит отметить, что борьба между «рекламщиками» и властями носит перманентных характер, и ни одна из сторон не может похвастаться абсолютной победой. Мэрия устраивает периодически тотальные зачистки, но спустя какое-то время щиты и растяжки появляются снова. При этом, как рассказали «ФедералПресс» в Департаменте потребительского рынка администрации Иркутска, сама война с самовольными конструкциями для мэрии становится финансово обременительной.
«На территории Иркутска самовольно или незаконно размещено около 800 отдельно стоящих рекламных конструкций. Стоимость демонтажа такой конструкции зависит от ее вида – в среднем, от 17 тысяч рублей и выше. Алгоритм демонтажа следующий: выявление, распоряжение о выдаче предписания, предписание о демонтаже самовольно размещенной рекламной конструкции, принудительный демонтаж», - пояснили в мэрии.
Логика владельцев несогласованных конструкций, в свою очередь, тоже объяснима. Перспектива судебного иска – это история далекая и отнюдь не неизбежная. А каждая растяжка приносит в месяц минимум 50 тысяч рублей. Ради выгоды идти на риск целесообразно.
Рекламный субботник
По подсчетам депутатов думы Иркутска, 80% всех рекламных конструкций в городе принадлежат федералам и лишь 20% — местным жителям.
Фактический оборот этого рынка можно оценивать в 300 миллионов рублей. При этом городской казне, по словам спикера городской думы Евгения Стекачева, легальная часть рынка приносит ежегодно всего 600 тысяч рублей.
«В Иркутске этих баннеров очень много. Они уродуют город, это факт. Денег бюджет не получает, малому бизнесу не помогаем, зато стимулируем западных партнеров собирать деньги здесь. Если сократить количество конструкций, местный бизнес никак не пострадает, а может быть даже выиграет. По моим расчетам, нужно как минимум в три раза сократить их количество», - предлагает спикер.
Вариант решения проблемы предложил мэр города Руслан Болотов: провести опрос среди депутатов по округам — где такие объекты стоит оставить, а где требуется их снести.
Однако тут есть подводные камни. Если идти по такому сценарию и приводить рекламные конструкции к единому знаменателю, то потребуется снести все нынешние объекты. К марту этого года депутаты предложили администрации заложить в бюджет на эти цели 10 миллионов рублей.
Фото:irkutsk.opora.ru