Уголовное дело против пензенского губернатора Ивана Белозерцева стало одним из знаковых для российских властей. Здесь есть как политическая, так и экономическая составляющая: фигурантом уголовного дела стал основатель фармацевтической группы «Биотэк» Борис Шпигель. Его компания является одним из крупнейших поставщиков лекарств в России, включая регионы ДФО. В то же время, задержание недавно избранного губернатора стало четким сигналом для всех крупных чиновников. О том, какими последствиями для Дальнего Востока обернется дело Белозерцева-Шпигеля – в материале «ФедералПресс».
Дальневосточные миллионы «Биотэка»
Уголовное дело против Белозерцева и Шпигеля затрагивает, в том числе, и Дальний Восток. Во всяком случае, экономически. Группа компаний «Биотэк» работает практически со всеми регионами ДФО – как с министерствами, так и с конкретными больницами и аптеками. Компания поставляет многие лекарства, включая дорогостоящие противоопухолевые препараты. Особенно активную деятельность «Биотэк» развернул в период пандемии. Он поставлял в ДФО «Фавипиравир», использующийся для лечения COVID-19.
Суммы контрактов, заключаемые с предприятием Шпигеля, для ДФО весьма внушительные. Так, в 2019-2020 годах Сахалинская область закупила у «Биотэка» препарат «Экулизумаб» на 100 миллионов рублей. В прошлом году Амурская область приобрела несколько крупных партий «Фавипиравира», самая крупная из них обошлась бюджету в 17,8 миллионов рублей. Постоянным клиентом компании является владивостокская поликлиника №6 – только за 2020 год она заключила с «Биотэком» 13 контрактов на сумму почти 80 миллионов рублей.
Конечно, для всего оборота компании это не самые значительные цифры. Одних только госконтрактов в 2020 году «Биотэк» заключил на 14,5 миллиардов – а ведь есть еще прибыль «дочек» и другие доходы. При этом основные рынки сбыта у предприятия находятся на западе России. В этом смысле Дальнему Востоку вряд ли стоит ждать коррупционных скандалов, связанных с «Биотэком». Как отмечает политолог Андрей Кудисов, это связано с удаленностью региона.
«Чем дальше от центра принятия решений – тем меньше крупных коррупционных схем. Их попросту сложнее контролировать. Тем более что доля Дальнего Востока в доходах компании не самая большая», - отмечает он.
Эксперты отмечают: пензенская история, скорее всего, станет лишь первой ласточкой. В прежние годы фармацевтике (а также коррупции в этой сфере) уделялось мало внимания. В период пандемии эта отрасль по понятным причинам вышла на первый план. Выяснилось, что Россия вполне способна заниматься эффективными разработками и быстро зарабатывать на них большие деньги. Не стоит забывать, что львиная доля доходов «Биотэка» в 2020 году связана именно с COVID-19. Так что серьезные проверки в ближайшее время стоит ожидать всем крупным фармацевтическим компаниям страны. Производители лекарств есть и на Дальнем Востоке, так что не исключено, что вскоре под удар попадут местные фармацевтические воротилы.
Бояр на кол!
Впрочем, для ДФО куда важнее политическое значение истории с пензенским губернатором.
«В случае с делом Белозерцева мы видим, что раскручивается, в том числе, политическая составляющая. Следствие предъявило обвинение бывшему главе пензенского избиркома – речь идет о фальсификации выборов губернатора. Это серьезный сигнал для всех глав регионов: Белозерцева переизбрали совсем недавно, но ему не дали даже так называемого «медового месяца», - отмечает Андрей Кудисов.
Политолог Илдус Ярулин считает кейс Белозерцева отправной точкой перед глобальной зачисткой проблемных региональных чиновников.
«До нынешнего времени считалось, что если губернатор, условно говоря, «согласован», если у него есть поддержка в центре – он защищен. На этом фоне многие главы регионов возомнили себя «региональными баронами». Однако сейчас стало очевидным, что политическая система, при которой вся власть в регионе заточена исключительно под губернатора, стала неэффективной. И потому в преддверии серьезных перемен ее начали чистить», - отмечает он.
Во многих дальневосточных регионах власть выстроена именно таким образом. По мнению Илдуса Ярулина, дело пензенского губернатора станет пробным шаром – оно позволит найти приемлемые механизмы по борьбе со «старыми элитами». Почти наверняка в ближайшие годы этот маховик станет раскручиваться в полную силу.
«Многое упирается в рейтинги действующей власти. Накопилось очень много негатива, еще со времен пенсионной реформы. За время пандемии напряжение лишь возросло. На помощь приходит старый прием – «бояр на кол». Показательные дела над, казалось бы, недосягаемыми чиновниками всегда выглядят как некий разворот к людям», - отмечает Ярулин.
В то же время, он сомневается, что активные «посадки» начнутся в ближайшее время. Перед сентябрьскими выборами это слишком накалит политическую обстановку. А вот после обновления парламента процесс пойдет полным ходом. По мнению эксперта, 2022-2023 годы станут временем множества уголовных дел против высокопоставленных «регионалов».
«Конечно, пензенская история стала сюрпризом для всех без исключения губернаторов. Белозерцев вышел на второй срок лишь прошлой осенью, с уверенным результатом. Как правило, для чиновников начало срока – довольно безопасное время. Сейчас мы видим, что правила игры снова пересматривают», - отмечает политолог Павел Наливайко.
Особенно интересен нынешний опыт будет для Хабаровского края: там в сентябре как раз состоятся выборы губернатора. Очевидно, что местным властям придется провести их максимально честно и открыто. Принцип «неприкасаемых нет» пусть и не всегда соблюдается – но все-таки действует. И главам регионов об этом еще раз напомнили.
Фото:правительство Пензенской области, пресс-служба СК РФ, kamgov.ru