Пензенская история, в которой местный губернатор Иван Белозерцев подозревается в получении многомиллионных взяток от главы фармкомпании «Биотэк» Бориса Шпигеля, показала: пандемия коронавируса стала для нерадивых представителей власти и бизнеса золотым прииском. Эксперты утверждают, что подобные дела еще только начинают раскручиваться, а ущерб, похоже, будет исчисляться колоссальными суммами. Подробности – в материале «ФедералПресс».
По версии следствия, Белозерцев получил с января по сентябрь прошлого года от Бориса Шпигеля, бывшего сенатора, возглавляющего группу фармацевтических компаний «Биотэк», его супруги, а также директора ОАО «Фармация» Антона Колоскова взятки на общую сумму более 31 млн рублей.
«Взятки передавались за предоставление группе компаний «Биотэк» конкурентных преимуществ при заключении государственных контрактов, связанных с оказанием услуг по приемке, контролю качества и сроков годности, хранению, отпуску и доставке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, реактивов, закупаемых за счет бюджетных средств для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области», – заявили в СКР.
Эксперты, опрошенные «ФедералПресс», считают, что пензенское дело получило столь стремительное развитие после прозвучавшего на этой неделе заявления главы государства. Так, Владимир Путин, выступая на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры, поручил надзорному ведомству обратить особое внимание на картельные сговоры в сфере поставок лекарств. Именно по этой причине, уточнил президент, происходит необоснованный рост цен на препараты.
Скандальный шлейф
Компания «Биотэк», которая оказалась сегодня в центре громкого скандала, была создана в 1991 году и на сегодняшний день является одним из крупнейших фармацевтических холдингов в России. В структуру группы входят две производственные площадки: ООО «Биодез» в Московской области и ОАО «Марбиофарм» в Йошкар-Оле. Та же компания владеет несколькими региональными аптечными сетями в Пензе, Ростове, Нижнем Новгороде и Кирове. В прошлом году «Биотэк» стал одним из крупнейших поставщиков лекарств и медицинской продукции для борьбы с COVID-19 – речь идет о противовирусных препаратах, тест-системах BIOZEK и антисептиках.
Стоит сказать, что «Биотэк» вряд ли может похвастаться кристальной репутацией. Ранее американские власти вполне прозрачно намекали на то, что российский дистрибьютор якобы может быть замешан в коррупционном скандале вокруг израильской фирмы Teva. В документе о деле Teva, который был опубликован на официальном портале комиссии по ценным бумагам США (SEC), целый раздел посвящен России. Напрямую имя основателя «Биотэка» Бориса Шпигеля не называется, однако говорится о некоем русском должностном лице, а также российском дистрибьюторе, владелец которого передал компанию супруге, перейдя на государственную службу. Из документа, опубликованного на сайте SEC, выходит, что дистрибьютор мог получать от Teva нерыночные скидки. В итоге сотрудничество, как следует из американского документа, якобы могло принести «Биотэку» прибыль в 65 млн долларов США с октября 2010 года по декабрь 2012 года без учета расходов на упаковку и распространение. Впрочем, в «Биотэке» обвинения в свой адрес категорически опровергали, заявляя, что упоминание компаний группы и их должностных лиц в связи с расследованием минюста США в отношении Teva «носят исключительно надуманный характер и не имеют под собой никаких объективных подтверждений».
Другой скандал приключился в 2012 году. Тогда американские власти подозревали, что один из крупнейших мировых производителей инсулина – Eli Lilly – платил откаты в России. Среди контрагентов компании – крупнейшие российские дистрибьюторы, один из которых, как писали СМИ, удивительно похож на «Биотэк», основанный Борисом Шпигелем.
В конце прошлого года в интервью «Фармацевтическом вестнику» Шпигель заявлял, что «Биотэк» – это не компания одного человека».
«У меня сильная команда, опытная. Я слушаю ее и стараюсь не принимать оперативных и стратегических решений в одиночку. Раньше часто говорили: вот Шпигель создал компанию, он и его жена. Но теперь «Биотэк» – большая структура с большими амбициями и планами. Я бы еще сказал, с подстраховочными планами. Мы приспосабливаемся к тому, что рынок постоянно меняется, а регуляторы не могут договориться между собой», – отмечал бизнесмен.
Золотая жила
Как бы то ни было, но за год пандемии «Биотэк» стал крупнейшим в России поставщиком лекарств от коронавируса. В августе прошлого года дистрибьютор констатировал: компания активно осуществляет поставки лекарственных препаратов «Авифавир» и «Арепливир» во все регионы. В компании отмечали, что только за три месяца отгрузка препаратов составила около 30 тысяч упаковок, было охвачено более трехсот лечебных учреждений, специализирующихся на лечении новой коронавирусной инфекции.
Больше всего «Авифавира» и «Арепливира» поставлено в лечебные учреждения Свердловской, Кировской и Новгородской областей, Санкт-Петербурга и Камчатского края. По данным аналитического агентства DSM Group, «Биотэк» вошел в тройку лидеров, показавших наибольшее увеличение продаж.
По мнению главы центра «Региональные исследования» Дмитрия Лобойко, главное действующее лицо в пензенской истории – это, разумеется, Борис Шпигель, а не Иван Белозерцев. «Тесные деловые отношение с главой Пензенской области у бизнесмена были. В этом ничего удивительного нет. Шпигель был близок с предшественником Белозерцева Василием Бочкаревым, десять лет являлся его представителем в Совете Федерации – он сросся со многими представителями элиты этого региона ПФО. В итоге, похоже, расслабился и, вероятно, почувствовал себя неприкасаемым если не во всей России, то хотя бы в освоенном регионе», – пояснил «ФедералПресс» Лобойко.
По его словам, на коронакризисе резко пошли вверх прибыли многих компаний, зарабатывающих на медицине, в первую очередь на поставках оборудования и медикаментов – обороты некоторых увеличились в разы, если не кратно.
«Несмотря на свой авторитет, прикрытие в виде связей и высоких должностей в Конгрессе еврейских религиозных общин и организаций России и Всемирном конгрессе русскоязычного еврейства, он оказался в сложной ситуации конкуренции за бюджетные подряды. Он и его бизнес уже попадали в скандальные ситуации, но задержание – это совсем другая история», – пояснил Лобойко.
Эксперт не исключил, что из ареста Шпигеля может получиться прекрасная история о борьбе с так называемыми фармацевтами-вредителями, которые наживаются на народном горе. Он также предположил, что на этом фоне нишу, которую занимали «Биотэк» и «Фармация», займут другие игроки.
По оценкам члена думского комитета по охране здоровья Алексея Куринного, на пандемии многие сделали состояние. «Для бизнеса и власти пандемия стала золотой жилой. На мой взгляд, можно прогнозировать, что пензенское дело – лишь начало. Вполне возможно, что силовики в ближайшее время придут и в другие регионы», – пояснил он «ФедералПресс».
Фото: council.gov.ru
Пандемия коронавируса