Top.Mail.Ru
Общество
Москва
6

Системе исполнения наказаний России готовят реформу: «Кейс Навального не прошел бесследно»

Колючая проволока
Содержание заключенных в России изменят

В российской системе исполнения наказаний назрела необходимость кардинальных перемен. И реформа во ФСИН действительно готовится, рассказал источник «ФедералПресс». Ряд экспертов считает, что к изменениям в системе подтолкнуло дело Алексея Навального. Его жалобы на состояние здоровья и объявление о голодовке подхватил ряд зарубежных источников, что заставило вновь говорить о реформе. Стал ли случай с российским оппозиционером действительно поводом поменять систему исполнения наказаний, выяснял «ФедералПресс».

Реформа на десятку

В отечественной системе ФСИН готовится масштабная реформа. Источник «ФедералПресс», близкий к правоохранительным органам, сообщил, что вопрос обсуждался давно, но тему ускорило дело Алексея Навального. Власти не хотят активного муссирования кейса российского оппозиционера во всех мировых СМИ. И помочь в этом могут лишь большие перемены во всей сфере исполнения наказаний.

В настоящее время министерство юстиции разрабатывает Концепцию уголовно-исполнительной системы страны на ближайшее десятилетие. К подготовке документа подключили российских правозащитников. Эту информацию «ФедералПресс» подтвердил член Совета по правам человека при президенте России Андрей Бабушкин. По его словам, в СПЧ концепцию в целом поддержали.

«Появляется сама идея работы с теми, кто освободился из мест лишения свободы и нуждается в дальнейшем контроле. И это хорошая тенденция. Сама реформа уголовно-исполнительной системы должна быть нацелена на исправление человека и обеспечение социальной справедливости», – рассказал Бабушкин.

В частности, предполагается распространить понятие социальной справедливости не только на потерпевшего, но и на подсудимого. И это большой шаг для российского правосудия. Например, раньше мало кто задумывался над тем, что делает заключенный, если за время «отсидки» он лишается своего жилья. Теперь эту проблему поднимают на уровне страны.

В СПЧ считают, что реформа должна ставить целью постепенное снижение тюремного населения и разные формы сокращения срока пребывания за работу и участие в самодеятельности. По словам Андрея Бабушкина, в сегодняшней системе УДО бывает такое, что заключенный активно работает, но реальные или мнимые нарушения могут его действия обесценить. Иначе говоря, человек старался исправиться, но влияния на время пребывания наказания это не оказало. Кстати, пока к этой поправке Минюст оказался не готов.

А вот к чему точно власть готовится, так это к созданию объединенного исправительного учреждения для каждого региона. Согласно проекту, в одном субъекте все мужские и женские колонии, поселения и прочие центры соединят в одном месте. При этом между заключенными разных категорий по-прежнему не будет контакта. Это, по словам правозащитника, упрощает логистику. Первой «ласточкой» нового эксперимента будет Калужская область.

«Цена проекта высокая. Но идея мне кажется хорошей», – добавил Бабушкин.

А вот к предложениям создать платные тюрьмы правозащитник относится негативно.

«Платные услуги в определенном сегменте должны быть. Скажем, в колонии может быть бесплатный спортзал, а в СИЗО платный. Или заключенному, скажем, раз в неделю можно за плату предоставлять ресторанное меню. Но и здесь важна справедливость. Нельзя, чтобы один гражданин, отбывающий наказание, получал все, другой – ничего», – пояснил эксперт.

Без общества никак

Член Общественной палаты РФ Мария Бутина недавно посетила владимирскую колонию, где отбывает наказание Алексей Навальный. Своими впечатлениями она поделилась с «ФедералПресс».

«Мы проверили жалобы гражданина на его содержание и посмотрели, что происходит в колонии. После обращения гражданина Навального ему был предоставлен дополнительный матрас», – рассказала Мария Бутина.

По ее словам, оппозиционер нелестно высказывался в адрес института ОНК, причем незаслуженно.

«Общественные комиссии важны. Вообще необходимо развивать институт присутствия общественных наблюдателей в системе исполнения наказания России», – считает Мария Бутина.

Она отметила, что ФСИН, к сожалению, не всегда готова к активному сотрудничеству с ОНК. Представителям общественности порой приходится писать по несколько писем, чтобы посмотреть условия содержания заключенных. Хотя в целом Федеральная служба исполнения наказаний на запросы правозащитников реагирует довольно оперативно.

«Они идут навстречу. Но в любой системе есть слабое звено или человеческий фактор. И в интересах как ФСИН, так и общественности этих людей выявлять и препятствовать их нахождению в системе исполнения наказаний», – пояснила Бутина.

Адвокат и телеведущий Павел Астахов рассказал «ФедералПресс», что в некоторых колониях уже прошла «довольно серьезная реформа». В частности, в Брянске и Северодвинске появились воспитательные центры с облегченным режимом.

«В принципе у нас действуют единые европейские стандарты. Но вопрос во внутреннем наполнении в колониях. Многое связано с тем, насколько насыщен досуг заключенных, нет ли там внутренней коррупции, связанной с проносом запрещенных веществ, в том числе, мобильных телефонов», – рассказал Павел Астахов.

Адвокат привел в пример схемы с мошенничеством по мобильным телефонам, которые применяют заключенные. По мнению Астахова, надо говорить об изменении главного вектора в системе исполнения наказания.

«В цивилизованном мире сам факт осуждения гражданина обществом является для него главным наказанием. А вот первый день в колонии должен для гражданина стать началом возвращения в обычную, законопослушную жизнь. И вот такой принцип, к сожалению, у нас отсутствует», – заключил эксперт.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.