Top.Mail.Ru
Экология
Иркутская область
0

Кто будет торговать водой самого чистого озера: Байкал на экспорт

Из Байкальска уехали все, кто мог это сделать
Из Байкальска уехали все, кто мог это сделать

Байкал давно стал не только визитной карточкой Восточной Сибири, но и источником скандалов и конфликтов. Большинство из них носит экологический характер, но и в этом случае эксперты угадывают за сторонами конфликта бизнес-интересы. Кто и как зарабатывает на самом чистом озере – в материале «ФедералПресс».

Пляж на руинах

Ожидание новой жизни для жителей Байкальска уже давно стало состоянием перманентным. До 2013 года чаяния горожан были связаны с деятельностью Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, который давал работу нескольким тысячам человек. Владельцем более половины предприятия как минимум до 2010 года была компания Braivlink Ltd Олега Дерипаски. Но затем ЦБК закрылся, а уволенным сотрудникам пообещали новую жизнь. Красивую и безбедную – по примеру сочинских курортов.

«Байкальску нужно также расширение рекреационной зоны, строительство дорог. В общем, работы будет много. Есть целый ряд проектов - в частности, планируется разместить на побережье международный детский лагерь по типу «Артека» и «Океана», создание которого позволит занять 700 человек», – пообещал в сентябре 2013 года на тот момент губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.

Впрочем, ни «Артека» ни «Океана» в Байкальске не получилось, а по мнению ряда экспертов, всерьез никогда и не планировалось. Поэтому следующую порцию обещаний байкальцы получили уже под соусом развития туриндустрии. Здесь планировалось возведение отелей, турбаз, и баз отдыха, а вчерашним инженерам и химикам областной центр занятости предложил переучиться на администраторов гостиниц и ресторанов, горничных отелей и коридорных. Итог закономерен – из Байкальска уехали все, кто мог это сделать, и туристический кластер так и не появился.

Дело – труба

С осени 2019 года город Байкальск снова оказался на слуху. За 18 месяцев здесь побывал едва ли не весь кабинет министров России. Правда, чиновников высшего ранга сюда привели не перспективы развития города, а угроза экологической катастрофы. Владимир Путин дал поручение в сжатые сроки ликвидировать шламм-накопители БЦБК. Хранящиеся в них несколько миллионов тонн отходов от целлюлозного производства при неблагоприятных условиях могут попасть в Байкал, и это по мнению экспертов стало бы экологической катастрофой мирового уровня.

Ликвидацией непосредственно угрозы займется «дочка» Росатома – «Федеральный экологический оператор». Деньги на это будут выделены из федерального бюджета. А вот к тому, что появится дальше на месте бывшего комбината, должны подключиться частные инвесторы. Одним из первых о готовности вкладывать деньги в развитие заявила компания En+ – структура подконтрольная тому же Олегу Дерипаске. И инвестор уже представляет, как на этом заработать. По заверению директора по устойчивому развитию En+ Group Антона Бутманова важно не только ликвидировать источник опасности, но и создать на месте бывшего комбината новое производство, которое бы способствовало развитию Байкальска.

«В рамках перепрофилирования БЦБК будет организовано производство по розливу воды, а также по переработке пластиковых отходов по принципу bottle-to-bottle* (использованные пластиковые бутылки перерабатывают в новую чистую тару — Прим. ред.). Высокотехнологичное производство будет отвечать современным экологическим стандартам. Реализация такого объекта позволит снизить загрязнение Байкальского региона пластиком и уменьшить нагрузку на экосистему за счет снижения утилизируемых отходов и организации производства замкнутого цикла. Создавая что-то на Байкале, мы всегда должны думать об экологии и антропогенной нагрузке на окружающую среду в первую очередь», – заявил топ-менеджер в интервью одному из областных СМИ.

В компании подчеркивают, что завод по розливу воды даст Байкальску минимум 250 рабочих мест. Кроме того, в городе, где осталось 12 тысяч жителей, должен появиться Международный центр водных ресурсов. В его составе, помимо туристического кластера, будут: научно-исследовательская база, лаборатория, образовательный центр и музей.

Мутная история

В бизнес-идее по розливу байкальской воды компания En+ – не первооткрыватель. Патент на добычу и бутилирование воды на Байкале иркутские лимнологи получили еще в середине 90-х годов. Правда, с тех пор патент не подтверждался и сейчас этим может заниматься любой желающий.

Одними из первых этим попробовала заняться фирма ООО «АкваСиб» которая принадлежит китайскому капиталу. В марте 2017 года чиновники рассмотрели их инвестиционный проект. Он был ориентирован на гарантированный рынок сбыта готовой продукции в КНР. В июне 2018 года проектная документация «АкваСиб» прошла экологическую и строительную экспертизы. Предприятие получило разрешение на строительство. Возведение завода началось в январе 2019 года. Объем планируемых инвестиций – 1,5 миллиарда рублей, проектная мощность – 528 тысяч литров воды в сутки, ввод в эксплуатацию был намечен на 2021 год.

Завод должен был дать те же 250 рабочих мест. Однако мечты остались мечтами. Волна протестов загубила бизнес-проект. Общественники и активисты заявляли: помимо того, что Байкал осушат бизнесмены, да еще и с китайским гражданством, завод несет угрозу краснокнижным птицам, которые гнездятся неподалеку. И тут случилось не совсем понятное с точки зрения государства событие. Надзорные органы очень быстро отреагировали и встали на сторону экоактивистов, а региональные власти расторгли контракт с ООО «АкваСиб».

Впрочем, против инвестпроекта выступали далеко не все общественники, занимающиеся проблемами Байкала. Например, Александр Красовский, который уже несколько лет на добровольных началах чистит дно озера от браконьерских сетей, считает, что в протесте был минимум экологии и максимум бизнеса, и у всего движения был заказчик.

«Объемы добычи, которые были заявлены, меньше, чем естественное испарение с поверхности озера. Что же касается краснокнижных птиц, которых якобы строящийся завод в Култуке ставил под угрозу исчезновения: тут хотелось бы напомнить, что завод планировалось построить с другой стороны болот, на месте бывшего склада ГСМ. Так что о возникшей угрозе животному миру даже смешно говорить. Да и сами персоналии тех, кто возглавил прошлогодний протест, в профессиональном плане вызывают много вопросов. Тут речь шла не об экологии. Это бизнес. Кому надо, чтобы завода не было, вложился в это дело. Кто-то решил заработать на этом и пошел протестовать. Зачастую даже не понимая, против чего», – считает экоактивист.

Стоит отметить, что идея En+ пока не встретила столь же ожесточенного отпора экоактивистов. По странному совпадению, как раз во время протестов против строительства завода в Иркутской области была зарегистрирована «Производственная компания Байкал Аква». Ее руководителем стал Алексей Арнаутов, директор по новым проектам UC Rusal. Параллельно в СМИ попала информация о том, структуры Дерипаски вели переговоры о покупке производителя воды под торговой маркой «Легенда Байкала».

Общественники настаивают: история с байкальской водой уже давно переросла рамки чисто экологии или бизнеса. В 21 веке питьевая вода обещает стать одним из самых ценных ресурсов. А Байкал – крупнейшее хранилище пресной воды, поэтому схватки на его берегах обещают быть жаркими.

Фото: Давид Азизов, rtneo-irk.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.