Сангалыкский диоритовый карьер, про который до недавнего времени мало кто знал в России, неожиданно прогремел на всю страну – он подвергся критике со стороны главы Росприроднадзора Светланы Радионовой за выбросы пыли, не дающей жить спокойно населению небольшого башкирского села Мансурово. В чем опасность этой пыли и почему Светлана Радионова заинтересовалась карьером, разбирался «ФедералПресс».
Самый дорогой в стране
4 мая стало известно, что руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова, совершив поездку в Башкортостан, жестко раскритиковала деятельность ООО «Сангалыкский диоритовый карьер», расположенного вблизи села Мансурово. Его жители жалуются на постоянно летящую с него пыль.
«Уму непостижимо, что руководство самого дорогого в стране щебёночного карьера просто ничего не делает для соблюдения экологических требований. Директора меняются как перчатки, и каждый последующий понятия не имеет, что делалось до него, - написала она на своей странице в Instagram. – Предприятие 10 лет не платит за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду – прим. редакции). За 2020 год реальная сумма составила более 12 млн рублей – вместо 207 тысяч, заявленных компанией. Видимо, ждут, когда инспекторы в полном составе придут к ним и всё пересчитают».
По ее словам, в ходе ранее проводившихся на карьере проверок не раз выявлялись нарушения, возбуждались административные дела. Предприятие плату за вредное воздействие на природу не вносило, и селяне продолжали жаловаться на пыль, дышать которой нельзя. Они даже не могут на улице толком высушить мокрое белье – из белого оно быстро становится серым.
Двадцатилетняя проблема
ООО «Сангалыкский диоритовый карьер», согласно данным «СПАРК-Интерфакс», принадлежит Национальной нерудной компании (ННК), подконтрольной Юрию Жукову (он – один из основателей группы ПИК, входящего в число крупнейших девелоперов России).
Предприятие ведет добычу диорита – магматической породы, применяемой в качестве щебня при строительстве дорог. Как следует из информации «СПАРК-Интерфакс», карьер нерентабелен: если в 2016 году его убыток составил 93,8 млн рублей, то в 2020-м – 116,7 млн рублей.
Несмотря на это ННК предприятие не закрывает и предлагает купить диоритовый щебень с него всем желающим. Непосредственно же сама ННК очень прибыльна – в 2020 году ее чистая прибыль составила почти 5 млрд рублей, хотя год был экстремальный – из-за карантина по всей стране были остановлены стройки.
Жителям же Мансурово и соседних с ним деревень Абзаково и Ильинки от рентабельности ННК и убыточности Сангалыкского диоритового карьера не тепло, ни холодно.
Проблема же с пылевыми выбросами возникла довольно давно – еще 20 лет назад. За прошедшее время местные жители не раз обращались к властям и руководству предприятия с просьбой спасти их от летящей пыли. Мансурово находится всего в 850 метрах от предприятия и пыль может прилететь в любой день.
Пылью лучше не дышать
По мнению отраслевых экспертов пыль с диоритового карьера может быть небезопасна для здоровья людей. В тоже время есть технологии для предотвращения ее выбросов, апробированные в угольной отрасли.
«Пылеподавление обычно применяется на угольных разрезах, тогда как на карьерах по добыче нерудных полезных ископаемых про него пока не задумывались, хотя выбросы с них могут быть довольно опасны», – считает Игорь Петров, генеральный директор исследовательской группы «Инфомайн».
В ним солидаренпромышленный эксперт Леонид Хазанов: «Будучи инертной породой, диорит, поступая в легкие, может действовать как абразив и нанести им вред. Попадая же на почву, диоритовая пыль может затруднить рост растений».
Нельзя сказать, что власти не реагировали на проблему. Например, в 2012 году Учалинский районный суд приостановил работу Сангалыкского диоритового карьера на полтора месяца. Через несколько дней Верховный суд Башкортостана, признав его решение законным, тем не менее на основании ходатайства предприятия ограничился наложением штрафа. Тогда руководство карьера заявило, что направит на модернизацию оборудования 45 млн рублей.
В 2015 году Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура, проведя проверку, обнаружила незаконное складирование отходов, отсутствие паспортов на них. В отношении директора и главного инженера карьера были возбуждены административные дела, закончившиеся для них штрафами.
Через три года Учалинская межрайонная прокуратура выявила плохую работу девяти из 15 систем очистки воздуха и размещение щебня необорудованной площадке в водоохранной зоне, из-за чего загрязнялась река Шартымка.
«Нами принято решение изменить систему отбора пыли с места расположения конвейеров, поэтому все газоходы, которые сейчас находятся в неудовлетворительном состоянии, в марте будут заменены. Также два раза за смену будет проводиться чистка пылегазоулавливающих установок. Руководством компании планируется направить 10 миллионов рублей на перенос отсева, который также является источником пыления, на отсевную дамбу с помощью закрытых конвейеров», – обещал тогдашний директор карьера Андрей Апонасенко.
Промышленное «художество»
Видимо, действия топ-менеджмента ощутимого эффекта не принесли, иначе бы в апреле 2021 года Учалинский районный суд опять не остановил бы Сангалыкский диоритовый карьер на 10 дней.
28 апреля, когда Светлана Радионова посетила предприятие, вице-президент ННК Сергей Глебов сообщил, что до конца 2021 года будет смонтирована система аспирации, позволяющая снизить запыление.
В ответ на его слова Светлана Радионова сказала: «Нужно не «рисовать» на бумаге программы улучшения экологической ситуации, а реально модернизировать вредные технологии. Чтобы средства, которые должны работать на развитие, не уходили из инвестиционного потока в виде различных штрафов».
Будем надеяться, что ее слова правильно поняли топ-менеджеры ННК и Сангалыкского диоритового карьера, иначе жителям Мансурово придется дышать вредной пылью еще много лет подряд.
Фото: АО «Национальная нерудная компания»