Top.Mail.Ru
Экономика
Кемеровская область
0

Старший вице-президент Сбербанка Джангир Джангиров: «Мы внедряем факторы из экономики будущего»

Предприятия по всему миру все активнее внедряют стандарты, связанные с экологией и охраной труда. Высокие требования предъявляются и к контрагентам, что актуально для нашей экспортно-ориентированной страны. О том, что собой представляют современные требования, на саммите по ESG-рискам в Кемерово представители Сбербанка обсудили с крупнейшими игроками угольной отрасли и представителями власти. Старший вице-президент, руководитель блока «Риски» Сбербанка Джангир Джангиров в интервью «ФедералПресс» объяснил суть этого мероприятия, выбор города для его проведения и разъяснил, как изменится внедрение новых критериев при взаимоотношениях с клиентами.

- Еще несколько лет назад об ESG никто практически не слышал, а сейчас все больше компаний объявляют о внедрении у себя этих критериев. Могли бы рассказать нашим читателям, что скрывает под собой эта аббревиатура и почему она стала такой популярной?

- Первая буква Е в аббревиатуре расшифровывается как Environmental и касается всего связанного с окружающей средой, экологией и климатом. Например, с выбросами парниковых газов. S – значит Social, то есть удовлетворение запросов, связанных с социальной справедливостью, условиями труда, корректными взаимоотношениями с потребителями. G - это Governance и касается вопросов управления. Таким образом, в совокупности ESG направлено на удовлетворение запросов общества по отношению к бизнесу. Внедрение этих критериев началось в Евросоюзе и США, и наша страна не может находится в стороне от этого процесса. Одна из важных причин – это экспорт. А создание продукта для иностранного рынка – это вопрос не только к компании-производителю, но и к тем, кто их обслуживает, и к тем, кто предоставляет финансирование, как например наш банк. Но на ESG есть и собственный спрос внутри каждой страны – люди хотят дышать чистым воздухом и иметь безопасные условия труда, и, конечно, имеют на это полное право. Мы видим, что спрос на эти стандарты в ближайшие годы будет только возрастать, и начали их внедрение у себя больше года назад.

- Действительно, в Сбербанке в прошлом году была одобрена ESG-стратегия до 2023 года. Можете рассказать ее основные параметры? Каких критериев Сбербанк предполагает достигнуть в этой области?

- На самом деле, всем вопросам, включаемым в аббревиатуру ESG, мы уделяли внимание всегда, но при разработке новой стратегии до 2023 года решили закрепить это направление официально. Понятно, что как финансовая организация мы сами минимально влияем на экологию, у нас небольшой собственный углеродный след, но ведь одновременно банк занимается кредитованием промышленных компаний, углеродный след которых уже гораздо больше. И мы определились, что этот фактор мы будем учитывать при принятии решений по одобрению финансирования проектов, определении процентной ставки и прочем. На данный момент мы просим некоторых наших клиентов-юрлиц заполнять анкету из 70 вопросов про то, как они работают с ESG-факторами. Кроме того, у нас есть собственная экологическая экспертиза. Мы привлекаем ее, когда обсуждаем предоставление кредита на производственные проекты и делаем собственные выводы про влияние проекта на устойчивое развитие компании. Постепенно идет процесс встраивания критериев ESG в отдельные кредиты. В данном случае клиент будет получать часть денег исключительно при условии соблюдения требований по этим критериям, либо получит более низкую процентную ставку при хороших оценках.

- Какую роль в ESG занимают риски?

- ESG и риск-менеджмент имеют много общего, ведь изучают вопрос, что ждет нас в будущем. Но если риск-менеджмент в банках смотрит на горизонт до 5-10 лет, то ESG-риски реализуются и на сильно более длинном горизонте планирования. Уже сейчас, до внедрения полной ESG-повестки в деятельность российских компаний, климатические и переходные риски влияют на оценку стоимости компаний и на условия предоставления финансирования.

- Почему вы решили провести саммит по ESG-рискам в угольной промышленности Кемерово? Кто принимал в нем участие?

- Конечно, мы могли провести мероприятие и в Москве, и в других городах. Но при обсуждении четко для себя определили – надо ехать туда, где угольные предприятия не просто есть, а являются ключевыми для региона. Нужно было пообщаться с представителями бизнеса, власти, регуляторами. В Кузбассе мы посетили производства как в шахтах, так и в разрезах. Для всех, кто принимает решения, критически важно все увидеть своими глазами, а не опираться только на услышанное и прочитанное. Еще один фактор – мнение надо строить, опираясь не только на общеизвестные факты, пожелания и лозунги, но также выслушивая альтернативные точки зрения. Свою позицию мы вырабатываем с учетом мнения представителей промышленности. Ну и кроме того, именно в Кузбассе есть спрос на подобные мероприятия, поэтому неудивительно, что в саммите согласился принять участие губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.

- Могут ли вообще компании угольной отрасли начать соответствовать стандартам ESG? Как они могут минимизировать свое воздействие на окружающую среду?

- Основная экологическая претензия к предприятиям угольной отрасли – это высокий углеродный след. Но надо понимать, что те же самые претензии можно адресовать и к альтернативным источникам энергии, которые, казалось бы, считаются экологичными. Например, они оставляют высокий след при добыче металлов, необходимых для солнечных панелей или ветряных станций. Сегодня альтернативные виды энергии пока занимают небольшую долю в мировом производстве электроэнергии, но при их масштабировании до уровня угля, газа, гидроэнергетики пропорционально вырастут и проблемы. Так что для предприятий угольной отрасли остаются шансы добиваться соответствия стандартам ESG на фоне конкурирующих отраслей.

- Каковы перспективы кредитования компаний угольной отрасли в связи с внедрением ESG в Сбербанке? Как Сбербанк может помочь угольным компаниям адаптироваться к новым реалиям?

- Безусловно, все перспективы для этого есть. Мы ценим усилия клиентов, которые направлены на снижение экологического и климатического следа. На саммите нам удалось пообщаться с такими продвинутыми клиентами, как УГМК, ЕВРАЗ, СДС-уголь – и у всех них мы видим хорошее будущее в этом отношении. Им предстоит много делать, но они в это инвестируют давно и в конечном итоге обязательно выиграют. Кроме того, надо понимать, что за этими критериями будущее, и разделение на тех, кто принимает во внимание критерии ESG и тех, кто их игнорирует, будет происходить в экономике в любом случае и применительно ко всем отраслям. Мы, со своей стороны, готовы помогать, и, внедряя эти стандарты у себя, во многом показываем предпринимателям, как будет работать экономика будущего.

Фото: пресс-служба Сбербанка

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.