Пока мировые мейджоры сокращают инвестиции в свои нефтегазовые проекты, «Роснефть» реализует свои планы по разработке масштабного проекта «Восток-Ойл». Сырье планируется направлять, в том числе, на перспективные азиатские рынки по Северному морскому пути. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Роснефть» приступила к строительству нефтеналивного терминала порта «Бухта Север», – сообщает пресс-служба компании. На полуостров Таймыр уже прибыли строители и около 20 тыс. тонн строительных материалов. Проект строительства порта, разработанный ЛенморНИИпроект, прошел все необходимые экспертизы.
Сначала через терминал можно будет отгружать до 30 млн тонн нефти в год, а к 2030 году – уже до 100 млн тонн.
Причем нефть, которую планируется добывать в на проекте «Восток Ойл», обладает высочайшим качеством и премиальными характеристиками. Ресурсная база проекта – свыше 6 млрд тонн нефти.
«Для сравнения ресурсная база всей формации Permian (крупнейшего сланцевого региона) в Соединенных Штатах – 6,3 млрд тонн, – отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Только следует понимать, что плотность запасов там – 0,1, млн б. н. э. на км². В случае же с проектом «Восток-Ойл» этот показатель составляет 17 млн б. н. э. на км². Неудивительно, что проект сверхпривлекателен для инвесторов. А ведь нефтегазовая отрасль сейчас явно недоинвестирована и реализация данного проекта может в корне изменить ситуацию».
Страны, не входящие в ОПЕК, сократили инвестиции в производство нефти до минимального уровня за последние 15 лет – в 2020 году они составили 311 млрд долларов. Об этом говорится в майском отчете ОПЕК. Всего лишь 6 лет назад – в 2014 году эта цифра была на уровне 718 млрд долларов.
По данным норвежской Rystad Energy AS, через 15 лет западные страны исчерпают все доказанные запасы нефти. Только в прошлом году снижение этого показателя составило 15 %. Причиной стало резкое сокращение спроса на сырье из-за пандемии и, как следствие скоращение инвестиций.
Шесть крупнейших мировых мейджоров – ExxonMobil, BP, Shell, Chevron, Total и Eni, – закончили прошлый год с убытками. Для примера, прибыль ExxonMobil уменьшилась на 20,1 млрд долларов, Eni – на 8,5 млрд долларов, Total – на 7,2 млрд долларов, Royal Dutch Shell – на 4 млрд долларов, BP – на 1 млрд и Chevron – на 665 млн долларов.
По данным Financial Times, в 2020 году из-за падения цен на нефть добывающие активы крупнейших международных нефтекомпаний могли обесцениться на 900 млрд долларов, что составляет почти треть от их суммарной капитализации.
По данным S&P Global Platts Analytics, мировые нефтегазовые операторы сократили капитальные вложения в 2020 году в общей сложности на 106 млрд долларов (снижение на 28 %).
Сокращение инвестиций в разработку проектов, приведет к снижению предложения нефти в новом десятилетии. При этом, эксперты ожидают рост спроса со стороны азиатских стран.
«Способность генерировать прибыль в будущем зависит от объемов нефти и газа, которые компании способны продать. Если запасов недостаточно для поддержания добычи на соответствующем уровне, то возникнут проблемы с финансированием проектов перехода к ВИЭ. В результате, реализация планов по производству чистой энергии замедлится», – считает Парул Чопра, вице-президент исследовательского подразделения Rystad Energy в области геологоразведки и добычи.
Поэтому зарубежные инвесторы следят за ходом проекта «Восток Ойл» на севере Красноярского края, который потенциально способен сбалансировать рынок.
«Восток Ойл» это флагманский проект не только для «Роснефти», но и для мировой нефтегазовой отрасли. Прогнозный уровень добычи и обширные конкурентные преимущества, такие как высокое качество нефти, близость к перспективным рынкам, синергия с судостроительным комплексом «Звезда» и др. превращают проект в настоящий магнит для инвесторов», – отмечает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов: «север Красноярского края – это уникальное место с точки зрения перспектив развития ветрогенерации в РФ. Он сопоставим с такими регионами как север Англии или север Дании. Использование ветрогенерации может быть экономически эффективно, следовательно – это одно из основных направлений энергоснабжения проекта».
Старший аналитик WMT-Consult Валерий Андрианов: «с экологической точки зрения «Восток Ойл» станет проектом нового поколения. Новейшее буровое оборудование позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации «Восток Ойла» является сохранение хрупкой природы региона. В общей сложности, удельная интенсивность выбросов в период работы «Восток Ойл» составит порядка 12 кг СО2 на баррель добычи. Это – очень хороший показатель, ведь, по данным WoodMackenzie, данный показатель по новым месторождениям составляет порядка 50 кг».
Главное преимущество проекта – близость к Северному морскому пути. Это позволит «Роснефти» отгружать сырье сразу в двух направлениях: на европейские и азиатские рынки. Реализация этого проекта обеспечит выполнение поставленных Президентом России задач по увеличению грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году.
Проект «Восток Ойл» предусматривает создание десятков тысяч дополнительных рабочих мест. Для обустройства месторождения потребуется привлечь более 400 тысяч человек.
Для организации вывоза продукции на судостроительной верфи «Звезда» размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса Arc7. В целом для реализации проекта «Восток Ойл» планируется построить 50 судов различных классов, в том числе танкеры, газовозы, суда обеспечения. Также, подписан долгосрочный контракт на поставку до 100 буровых установок отечественного производства.
В рамках реализации проекта планируется строительство электрогенерации мощностью 3,6 ГВт, аэродромов, морского терминала, промысловых городков, а также масштабное обновление речной инфраструктуры Енисея. Реализация проекта «Восток Ойл» даст импульс для развития смежных отраслей, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение, и будет иметь значительный мультипликативный эффект для российской экономики.
Фото: gov.admhmao.ru