Top.Mail.Ru
Происшествия
Новосибирская область
1

Взрыв на новосибирской АЗС назвали техногенной катастрофой: что скрывали собственники заправки

Взрыв на газовой АЗС
Надзорные службы выявили масштабные нарушения на новосибирской газовой АЗС

Надзорные службы выявили масштабные нарушения на новосибирской газовой АЗС, где накануне произошел пожар. По последним данным, в инциденте пострадали 34 человека, включая детей, а его экологический эффект сравнивают с техногенной катастрофой. Происшествие заставило вновь поднять вопрос о законности безымянных АЗС, работу которых особо никто не контролирует. О жажде экономии, невозможности инноваций и опасности на таких объектах – в материале «ФедералПресс».

Техногенная авария, которой могло не быть

В Новосибирске продолжаются разбирательства на месте газовой автозаправочной станции на Гусинобродском шоссе, где накануне произошел взрыв с последующим возгоранием. По данным МЧС, площадь пожара составила свыше 1,5 тыс. «квадратов». В результате пострадали 34 человека.

больница

Как сообщил заместитель прокурора области Павел Смагоринский, семнадцать человек госпитализированы и семь из них – в реанимации.

«Их состояние оценивается как тяжелое. У них ожоги кожи до 40 процентов. У одного термоингаляционная травма – ожог верхних дыхательных путей», – сообщила пресс-секретарь регионального минздрава Светлана Шуваева.

Прокуратура уже начала масштабную проверку исполнения законодательства о противопожарной безопасности на всех АГЗС, расположенных в Новосибирской области, а следователи возбудили уголовное дело и задержали директора АГЗС и инженера станции, которые, по версии следствия, не приняли должных мер для обеспечения правил безопасности и организации сливно-наливных работ по разгрузке сжиженного газа. В то же время после расследования обстоятельств ЧП у следователей и надзорных служб появилось больше вопросов, чем ответов.

В ходе проверки вскрылся еще один интересный факт. Газовая автозаправочная станция была зарегистрирована собственником как объект IV класса опасности, что исключает плановые проверки и необходимость получения лицензии. По документам, как рассказали «ФедералПресс» в федеральном управлении Ростехнадзора, на заправке была только одна емкость, объем которой составлял 4,9 тонны, а по факту эксплуатировались сразу четыре.

«На месте, где произошел взрыв, выяснилось, что было четыре емкости, а не одна, как это значится в документах. Могу сказать, что занижение класса опасности является грубейшим нарушением, подразумевающим самые серьезные правовые последствия для предприятия и его должностных лиц. Однако эта типичная ситуация для заправок подобного рода», – отметил помощник руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Андрей Виль.

В ведомстве «ФедералПресс» пояснили, что для расследования технических причин аварии на АГЗС Сибирским управлением Ростехнадзора создана комиссия под председательством заместителя руководителя управления и формируется экспертная группа. Точная причина ЧП будет известна позднее по итогам технического расследования. Кроме того, по согласованию с органами прокуратуры управлением инициирована внеплановая проверка всех опасных производственных объектов, зарегистрированных в установленном порядке ООО «СибГаз».

Пожар на нзаправке

По данным Seldon,по адресу взорвавшейся газовой АЗС зарегистрирована фирма ООО УК «ЭкоГаз», которую возглавляет Алексей Савлук. Компания была основана 7 мая 2013 года и ее уставный капитал составляет, по данным 2014 года, 150 тысяч рублей, а выручка по итогам прошлого года – 7 млн рублей. Согласно данным сервиса 2ГИС, в сети «ЕвроГаз» есть еще две автозаправочные станции: на Инской, 5 и 1-м Мочищенском шоссе, 11.

Кустарные АЗС под известным брендом

Послевзрыва на АЗС в Новосибирске губернатор области Андрей Травников потребовал проанализировать обоснованность размещения АЗС внутри жилых кварталов.

«Основная причина ЧП – несоблюдение мер безопасности и отсутствие контроля со стороны руководителей. Принято принципиальное решение о проведении проверок всех автозаправочных станций на территории Новосибирска», – отметил глава региона.

Кроме того, власти потребовали проверить наличие договоров аренды, сроки их исполнения и другие документы у подобных предприятий.

«Всем нам просто повезло, что и ветер дул в нужную сторону, и взорвавшиеся цистерны летели не в сторону близлежащих многоквартирных домов – иначе пришлось бы еще тушить пожары в домах», – заметил Андрей Травников.

Вопросы к АЗС в Сибири возникают нередко. Недолив топлива – это меньшее, что может случиться с клиентом. Отмечались и случаи, когда заправщики незаметно сливали часть топлива в канистру, и выявление некачественного бензина с повышенным содержанием метанола. Чуть более защищены потребителитовара от известных нефтяных компаний – на их фирменных АЗС топливо обычно тщательно проверено производителями.

Эксперты отмечают, что система контроля за АЗС остается непонятной. Техногенной аварии можно было избежать, если бы автозаправочные станции проходили надлежащие проверки. По мнению депутата горсовета Новосибирска от партии «Зеленые» Игоря Украинцева, на территории сибирских регионов немало подобных объектов расположено в густонаселенных районах и взрыв на них привел бы к гораздо большему числу жертв.

«Механизмы для контроля есть. Все хорошо проработано на законодательном уровне. Здесь только вопрос исполнения, а именно работа с собственниками бесхозных объектов. Будем заставлять профильные ведомства усиливать контроль за бесхозами, чтобы подобных ЧП не повторялось», – отметил депутат.

Картина не маслом

ЧП на АЗС в Новосибирске – не первое в стране. В прошлом году подобный случай произошел на газовой автозаправке в Динском районе Краснодарского края – в результате хлопка в станице Васюринской пострадало шесть человек. Причиной стала вспышка газовоздушной смеси при контакте с искрами или нагретыми поверхностями авто. Следователи тогда возбудили уголовное дело, а хозяина АГЗС задержали.

В июне прошлого года взрыв прогремел на газохранилище в Казани, по версии следственного комитета – на газовой заправке. Один человек погиб, несколько пострадали. К тушению пришлось привлечь 138 человек и 48 единиц техники, включая вертолет Ми-8 и пожарный поезд. Говорили, что Татарстан тогда прошел на волоске от страшной техногенной катастрофы.

Из последнего – пожар на АЗС на улице Садовой в Барнауле. Огонь охватил 100 квадратных метров, тушение заняло час. Пожарные не допустили разгерметизации емкостей и розлива топлива. Пострадал и был госпитализирован водитель топливозаправщика.

«Сразу перейдем к палочной системе?»

К проверке ЧП на автозаправочной станции в Новосибирске уже подключились сотрудники Ростехнадзора и прокуратуры. Зампрокурора области Павел Смагаринский сообщил, что организована масштабная поверка всех автозаправочных станций. Представителю компании «Еврогаз», которому принадлежит АЗС на Гусинобродском шоссе, вероятно, придется неоднократно встретиться с представителями надзорных органов и следователями, которые по факту случившегося возбудили уголовное дело. В Сибирском управлении Ростехнадзора в Новосибирске более подробную информацию о деталях проверки получить не удалось. «ФедералПресс» направил официальный запрос, но на момент подготовки материала ответа так и не пришло.

Эксперты, например экоблогер Владимир Лифантьев (псевдоним Орис Брут) отмечают, что проблема газовых автозаправочных станций лежит гораздо глубже, чем может показаться.

«Формально газовые АЗС – это маленький заводик, но, в отличие от крупных предприятий, автозаправки могут не проверяться и по полгода. Случаются взрывы на заправках, взрываются баллоны, которые заправляются на АЗС. Все это результат несоблюдения технического регламента, фактически игнорирование закона. Основная причина лежит в человеческом разгвоздяйстве», – уверен эколог.

проверка АЗС

Такого же мнения придерживается и депутат горсовета Александр Бурмистров.

«АЗС – опасные объекты, а несоблюдение техники безопасности зачастую приводит к трагедии. В то же время дело не только в заправках, но и в газопроводах, которые проходят по городу. Необходимо дать оценку, в каком состоянии они находятся и соответствуют ли нормативным требованиям. Проблема гораздо шире, чем может показаться», – уверен депутат.

Представители бизнеса ожидают массированных проверок. При этом председатель омского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Олег Ананьев обращает внимание, что кампанейщина в этом вопросе может болезненно сказаться на отрасли.

«Когда начинаются проверки после очередного ЧП, всегда попахивает переделом рынка. Посмотрим, будет ли выборочный подход. Как будут проверять гигантов и малый бизнес. Ведь штраф 300 тысяч, к примеру, для крупного бизнеса – капля в море, а для мелких предприятий – неподъемная сумма. На ПМЭФ говорили о том, что надо переходить к профилактике. Интересно, сейчас будет профилактика или сразу применят палочную систему с целью оштрафовать?»– задается вопросом Олег Ананьев.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, vk.com/novosibka / via Global Look Press / globallookpress.com, пресс-служба ГУ МЧС по Новосибирской области

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.