Общество
  1. Общество
Общество
Нижегородская область
0

Что происходит с автомобильным рынком: «Накрутить на миллион – это круто»

Жители Поволжья столкнулись сегодня с небывалым дефицитом новых автомобилей
Жители Поволжья столкнулись сегодня с небывалым дефицитом новых автомобилей

Жители Поволжья столкнулись сегодня с небывалым дефицитом новых автомобилей. Срок ожидания некоторых моделей достигает 8–12 месяцев. При этом дилеры зачастую соглашаются продавать авто лишь с серьезной накруткой – в отдельных случаях она достигает трети стоимости машины. Что стало причиной нынешней ситуации, как ей воспользовались продавцы и можно ли в таких условиях совершить покупку и не прогореть – разбирался «ФедералПресс».

Житель Ульяновска Максим решил сменить автомобиль, его заинтересовал кроссовер Mazda CX-9. На официальном сайте цена максимальной комплектации этой модели – 3 млн 818 тысяч рублей.

«Я обратился к официальному дилеру. Мне согласились продать машину в такой комплектации, но на 900 тысяч дороже. На мой вопрос, почему, мне сообщили, что в стоимость включено дополнительное оборудование. Я обомлел, поскольку даже представить не могу, чем так «нафаршировали» машину в топовой комплектации», – рассказал мужчина.

Однако, как выяснилось, такая ситуация сегодня не единичная. Виной всему – сложившийся дефицит новых автомобилей.

Сейчас на рынке наблюдается острая нехватка машин практически всех брендов. Чаще всего дилеры готовы привезти машины под заказ, но срок ожидания при этом обычно превышает полгода. К тому же и цена за это времяможет поменяться, в некоторых случаях – значительно.

Дело в чипе

Острый дефицит автомобилей признали в Ассоциации европейского бизнеса и Минпромторге. В частности, замглавы министерства Василий Шпак подтвердил нехватку автомобилей, отметив при этом, что это подстегнет российские автомобильные концерны активнее использовать отечественные электронные компоненты.

Так, на сегодняшний день дефицит запчастей – основная причина кризиса. В Минпромторге полагают: компаниям следует задуматься о локализации своих производственных технологических цепочек внутри страны: они могут активнее использовать электронику и микроэлектронику, производимую в РФ.

Сложившийся дефицит автомобилей в первую очередь обусловлен острой нехваткой электронных чипов из-за случившегося минувшей весной пожара на заводе компании Renesas Electronics в префектуре Ибараке к северу от Токио. В общей сложности пострадало более 20 станков, используемых в производстве чипов – об этом сообщил президент и генеральный директор компании Хидэтоси Шибата. На производство одного чипа с нуля требуется четыре месяца. При этом компания Renesas Electronics считается лидером по производству полупроводников для автопрома.

Так, Renesas является одним из крупнейших поставщиков немецкого производителя автокомпонентов и запчастей Continental. Ее чипы устанавливают в автомобили ведущих мировых брендов. В их числе BMW, Volkswagen, Skoda, Audi, Land Rover, Renault, Peugeot, Opel, Chevrolet, Fiat и др.

Руководитель одного из поволжских техцентров Михаил Пальмов рассказал «ФедералПресс», что без чипов сегодня не обходятся даже простые автомобили. «Но надо понимать, что дефицит чипов – отнюдь не единственная проблема автомобильного производства. Уже сейчас наблюдается и нехватка запчастей», – пояснил Пальмов.

По его словам, очень часто дилеры договариваются между собой.«Например, заключают негласное соглашение, ниже какой цены они не падают. Бывают случаи, когда клиент мечется между автосалонами в регионе – смотрит цены в Чебоксарах, Самаре, Казани и понимает, что выиграть в цене не получается, потому что никто принципиально не демпингует», – пояснил Пальмов.

Помимо названных причин, на дефиците машин сказалась и девальвация рубля – за счет укрепления доллара иномарки подорожали и стали меньше поставляться на российский рынок. Дело в том, что заработать на такой машине стало сложнее: с учетом накруток позволить ее себе сможет редкий клиент.

Бизнес на допах

Пальмов объясняет, что основная статья доходов любого дилера – не продажа нового автомобиля как такового: «Они зарабатывают в первую очередь на установке дополнительного оборудования и последующем обслуживании проданной машины. Сейчас, когда на рынке наблюдается острейший дефицит новых автомобилей, дилеры вынуждены зарабатывать на одной машине столько, сколько раньше на трех или даже четырех».

Представитель одного из самарских автосалонов подтвердил «ФедералПресс», что сегодня стоимость допоборудования, устанавливаемого на новый автомобиль, может составлять в среднем от 100 до 400 тысяч рублей. Однако оговорился, что бывают и перегибы, как это произошло с жителем Ульяновска Максимом.

«Накрутить на оборудовании почти миллион рублей – это, конечно, круто. Получается, что автомобиль автоматически переходит уже в следующий сегмент, более дорогой», – признается собеседник издания.

Он подтвердил, что автомобили ряда брендов доступны исключительно под заказ: «Мы их принимаем, но договор поставки прописываем сроком не менее полугода. Иногда удается привезти машину через три-четыре месяца, но это уж как повезет».

«Представьте себе: я торгую помидорами. Но если нарисовал на них цветочки, то могу продавать помидоры на 20 копеек дороже. И запретить мне это делать нельзя», –пояснил «ФедералПресс» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По его словам, многое в этом вопросе зависит от производителя: если последнему не понравится, что дилеры значительно накручивают цены, то он вправе это пресечь: «Если же спокойно смотрит на то, как дилеры выкручивают клиентам руки, значит, это укладывается в его политику».

Судя по всему, в ближайшее время проблема только продолжит усугубляться. Так, в Нижнем Новгороде на заводе Группы «ГАЗ» приостановлен выпуск автомобилей Volkswagen и Skoda, причина все та же – нехватка комплектующих.

В аналитическом агентстве «Автостат» сообщили: дефицит новых автомобилей, который подтверждают дилеры, вероятно, продолжит оказывать влияние на авторынок в обозримой перспективе.

Дилер всегда прав?

Впрочем, заставить дилеров отказаться от бешеных накруток на новые автомобили крайне сложно, подтверждают эксперты. По мнению адвоката Григория Сарбаева, возможная управа на недобросовестных продавцов одна – подавать как можно больше жалоб в прокуратуру, Роспотребнадзор и антимонопольное ведомство.

«Оснований может быть несколько. Это и обман потребителя путем предоставления не соответствующей реальности информации– якобы существует машина в дешевой комплектации, которой, конечно же, нет в автоцентре», – пояснил он «ФедералПресс».

Это и намеренное завышение цены – продавцы пользуются временно возникшим дефицитом и, как следствие, монопольным положением на рынке. «Можно написать заявление с просьбой проверить автодилеров на предмет картельного сговора с целью завышения цен», – порекомендовал эксперт.

Юристы отмечают, что в российские суды в последние несколько месяцев стали поступать исковые заявления от потребителей: россияне начинают оспаривать условия договора купли-продажи автомобилей, воспринимая их как кабальные.

Впрочем, автомобильный правозащитник Виктор Травин уверен: «бодаться» с ушлыми дилерами можно, но почти бесперспективно: «Они практически всегда очень сильно страхуются, и доказать их недобросовестную деятельность крайне сложно. Можно, конечно, обратиться в суд, но тяжба может затянуться даже не на месяцы, а на годы».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати