Жители страны обратили внимание на рост цен в магазинах и на недвижимость. Сейчас в гонку вступили и подержанные автомобили. Парадокс: чем бюджетнее иномарка, тем сильнее она растет в цене. Наиболее заметную динамику демонстрируют Сибирь и Дальний Восток. В чем причина – в материале «ФедералПресс».
Дорогое железо с историей
Авторынок неожиданно подкинул иркутянину Алексею Звонареву приятный сюрприз. Решив приобрести новый автомобиль, мужчина задумался над продажей старого. «Тойоту-Филдер» 2001 года выпуска мужчина покупал 10 лет назад за 300 тысяч рублей. Рассказывает, что сейчас рассчитывал выручить от продажи тысяч 200, максимум 230. Однако сравнивая цены на сайтах по продаже авто, пересмотрел запросы.
«Сейчас машины моей модели и такого же года выпуска продаются по цене от 300 до 400 тысяч. Конечно, многое зависит от состояния, но так или иначе это авто, которым 20 лет. Я выставил за 330, поторговался, и за 310 она ушла. То есть, отъездив на ней 10 лет, я ее продал дороже, чем покупал», – подсчитывает выгоду автомобилист.
Специалисты в области авторынка с таким прямолинейным подсчетом не соглашаются. Тем не менее доля истины в этом есть. По словам менеджера автосалона, который торгует подержанными иномарками, Александра Красильникова, рост цен на вторичном авторынке есть. При этом существенно подорожали именно «праворульные» японские авто.
«Конечно, я бы не стал говорить, что, купив 10 лет назад по одной цене и продав сейчас за те же деньги, продавец что-то заработал. 300 тысяч в 2010 году и 300 тысяч сейчас – это совершенно разные деньги. Инфляция есть инфляция. Но в целом – да. Только с начала этого года мы видим рост процентов на 20–25, в зависимости от модели», – делится эксперт.
Сильнее всего «подросла» «Тойота». 10–15-летние бюджетные модели типа «Королла», «Пробокс», «Калдина» подорожали в среднем на 100 тысяч рублей. Прибавили цене и «Ниссаны» эконом-класса. Примерно те же 100 тысяч. «Хонды» и экзотика типа «Сузуки» подорожала меньше. Не сильно выросли и подержанные авто премиум-класса. По мнению эксперта, это связано с тем, что и до скачка цен они стоили немало. Тот, у кого потенциально есть 1,5–2 миллиона, скорее пойдет в автосалон, чем купит на рынке 20-летний «Ленд-Крузер».
Рынок бессмысленный… и жадный
Частные продавцы на вопрос «Почему цены поднялись?», как правило, пожимают плечами: «Рынок, продаем по средней цене в сегменте». А вот те, для кого купля-продажа подержанных иномарок – бизнес, готовы рассказывать о причинах часами. У иркутянина Леонида И. на авторынке в областном центре стоит полтора десятка «Тойот» и «Ниссанов» с пробегом. Еще год назад их средняя цена была 250–300 тысяч, а в 2021-м он уже три раза переписал ценники. Теперь средний чек – 400 тысяч. Хотя признает: покупать стали меньше. Раньше в неделю продавал стабильно две машины. В последний месяц – ни одной.
«Конечно, люди смотрят, прицениваются, но считают, что дорого. А мы же не сами определяем цены. Утилизационной сбор подняли, ввозные пошлины подняли, теперь ввозишь иномарку из Японии – будь добр ЭРА-ГЛОНАСС поставить. А это опять же деньги. Плюс доллар подскочил, запчасти подорожали», – жалуется автоперекупщик.
Парадокс в том, что в ассортименте автопродавца нет ни одной машины, которая была бы завезена напрямую из Японии. Все иномарки уже основательно «обрусели» и, катаясь по дорогами Сибири и Дальнего Востока по 10–15 лет, сменили по нескольку русских хозяев. Экономист Олег Доставин считает такие объяснения маркетинговым ходом для того, чтобы оправдать рост цен.
«История про дорогие запчасти – это, конечно, смешно. Объективно: чем дороже запчасти на авто, тем дороже его эксплуатация. Соответственно, на вторичном рынке бюджетных машин, подчеркиваю, именно бюджетных, это всегда было основанием снизить цену. Более дорогой в обслуживании старый «Ниссан» всегда был дешевле, чем «Тойота» с ее дешевыми запчастями. Как ввозные пошлины повлияли на цены машин, которые уже с десяток лет в стране находятся, я вообще отказываюсь понимать. Скорее, тут играет роль жадность автоперекупов», – считает экономист.
При этом Доставин отмечает: к аукционным машинам эти причины относятся вполне. Правда, возраст таких японских авто как правило 3–5 лет, а в этом сегменте порядок ценообразования совсем другой. После растаможки леворукая машина такого возраста меньше миллиона стоить не может.
Еще одной истинной причиной скачка цен на старые авто некоторые эксперты считают закат рынка подержанных машин. Сейчас рынок насыщен салонными автомобилями. А автодилеры в борьбе за покупателя наперегонки предоставляют потенциальным владельцам бонусы, скидки и рассрочки. На этом фоне «старая гвардия» автоперекупщиков пытается выжать максимум из своего умирающего бизнеса.
Фото: Henning Kaiser / dpa / globallookpress.com