Тысячи красноярцев, живущих в частном секторе, смогут отказаться от угля и перейти на электрическое отопление. Ради этого экологического проекта власти готовы втрое снизить энерготарифы и изыскать дополнительные деньги на компенсацию выпадающих доходов энергетиков. Почему индивидуальные дома вдруг стали источником загрязнения воздуха, где планируется найти средства и выиграют ли жители от этой инициативы – в материале «ФедералПресс».
Во главе угля
В Красноярске уже 100 домов в частном секторе переведены на электрическое отопление. Это пилотный проект, направленный на улучшение экологической ситуации в столице региона. В будущем предполагается расширить его на 15 тысяч домовладений.
«Этот процесс мы называем предгазификацией и будем готовы обеспечивать отопление по таким тарифам до того времени, когда в Красноярск придет газ. После эксперимента, который проходил в течение завершившегося отопительного сезона, необходимо обсуждать переход на электроотопление со всеми частными домовладениями Красноярска», – прокомментировал губернатор Красноярского края Александр Усс.
Экологический эффект будет достигаться не только за счет сокращения выбросов при сжигании угля собственниками, но и благодаря снижению отходов в виде золы.
«Потребители получат бытовое удобство – не нужно будет заниматься перевозкой угля, его загрузкой, обслуживанием и ликвидацией золоотходов», – разъяснил чуть ранее министр экологии и рационального природопользования региона Павел Борзых.
Втрое дешевле
Основной проблемой в случае перехода на электроотопление для жителей частного сектора может стать рост расходов на электроэнергию. По информации «Красноярскэнергосбыта», тарифы в городе сверх социальной нормы потребления сегодня составляют 3,2 руб/кВт*ч. По расчетам, приведенным на сайте производителя теплового оборудования OBI, на обогрев дома размером 150 квадратных метров в месяц требуется в среднем 4 320 кВт/час. При действующем тарифе – это 13,8 тысячи рублей.
Поэтому региональные власти прорабатывают вопрос о предоставлении домовладельцам льготного тарифа 1–1,5 руб./кВт*ч, рассказал губернатор Александр Усс. Выпадающие доходы в этом случае оцениваются более чем в 1 миллиард рублей ежегодно. Для их компенсации регион рассчитывает на помощь федерального бюджета.
«Мы обсуждаем с федеральным правительством сумму компенсации региону затрат, связанных со снижением тарифов на электроэнергию для отопления частного сектора. Она составит порядка 1 млрд рублей в год – это серьезная цифра», – отметил глава региона.
Кроме того, реализация проекта потребует масштабной модернизации электрических сетей и подстанций. В пресс-службе компании «Россети Сибирь» – основного оператора электрических сетей в регионе – на момент публикации материала на вопрос об объемах дополнительных затрат на эти цели ответить не смогли.
Это уже было
Вопрос о снижении экологической нагрузки со стороны частного сектора губернатор поднял еще в прошлом году, дав региональному правительству поручение проработать различные варианты. Эксперты отмечают, что частные домовладения действительно вносят заметный вклад в состояние окружающего воздуха, причем эта проблема стала актуальной относительно недавно. И переводом на электроотопление власти возвращаются к ситуации, которая де-факто существовала в городе несколько лет назад.
«Я живу недалеко от частного сектора и могу подтвердить, что количество дыма, особенно в холодное время года, возросло. Но надо понимать, что многие дома раньше фактически и были на электроотоплении, подключаясь к нему в обход счетчиков и ничего не платили. Потом в какой-то момент энергетики начали за этим пристально следить и пресекать нарушения. Люди были вынуждены ставить угольные котлы, разумеется, самые бюджетные, и использовать дешевый уголь. Если переходить на электроотопление по льготным тарифам, получается, мы просто возвращаемся к тому, что было раньше, только уже в легальном поле», – отмечает эколог, эксперт Всемирного фонда дикой природы Александр Колотов.
Расходы заложат в тариф
Эффективность перехода частного сектора на электроотопление с точки зрения защиты окружающей среды некоторыми специалистами ставится под сомнение. Александр Колотов напомнил, что основная часть энергии в Красноярске вырабатывается на ТЭЦ путем того же сжигания угля и «с точки зрения закона сохранения энергии не очень важно, где его сжигать.
«Другое дело, если бы эта энергия поставлялась с Красноярской ГЭС, но это маловероятно, потому что в основном она идет на нужды Красноярского алюминиевого завода», – добавил он.
Впрочем, по оценке руководителя общественной организации «Народный контроль в ЖКХ» Романа Казакова, дополнительная генерация на красноярских ТЭЦ не потребуется, поскольку Красноярский край является энергоизбыточным регионом, поставляющим электричество также на другие территории в рамках единой энергосистемы.
«В целом в этих нововведениях заинтересованы все. Потребители решают проблему с отоплением, энергетические компании увеличивают сбыт, региональные власти могут показать, что решают экологические проблемы. Не уверен, что это много в реальности даст с точки зрения защиты окружающей среды, ведь основные загрязнители находятся в других местах, но визуально в частном секторе станет чисто, и это можно будет показать», – отмечает он.
Казаков добавил, что помимо затрат на льготный тариф потребуются деньги на модернизацию инфраструктуры.
«Скорее всего, это включат в инвестиционную программу, что отразится на тарифах для всех потребителей, но в общем объеме это будут незначительные деньги», – добавил он.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова