Цены на минеральные удобрения в России находятся на максимальных за последние годы отметках. Однако фермеры от этого факта не в восторге – подорожание агрохимикатов снижает их будущие прибыли, которые они должны получить после сбора и продажи урожая. В подобной ситуации им придется или банкротится или поднимать цены. Почему в скором времени должны подорожать хлеб, овощи и макароны, разбирался «ФедералПресс».
Срок исполнения - пятница
До конца нынешней недели федеральные ведомства должны представить в правительство предложения по созданию долгосрочных механизмов, обеспечивающих доступность минеральных удобрений российским аграриям. Такое поручение им было дано в ходе состоявшегося 16 июля совещания у вице-премьера Виктории Абрамченко по поводу положения дел с ценами на агрохимикатами — они сильно выросли, вызвав негодование фермеров.
В то же день ключевые производители минеральных удобрений объявили о фиксации цен до конца октября, то есть до времени окончания осенних посевных работ. «Это решение позволит российским сельхозтоваропроизводителям осуществить необходимые закупки минеральных удобрений под урожай 2022 года, учитывая, что менее чем через месяц начнется сев озимых культур. Компании-производители удобрений таким образом подтвердили, что потребности отечественных аграриев остаются для них высшим приоритетом», – сообщили в пресс-службе Министерства сельского хозяйства России (аналогичный ответ слово в слово дали в пресс-службе Министерства промышленности и торговли России).
В ней добавили, что в планах ведомства - увеличить объемы приобретения минеральных удобрений к 2025 году до 8,2 млн тонн (в действующем веществе) по сравнению с 4 млн тонн в 2020 году.
Стабилизация, но не снижение
Однако о фиксации цен было объявлено, когда они оказались на максимальном уровне. Например, по данным Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, в июле 2021 года аммиачная селитра в регионе подорожала на 66 % (к уровню аналогичного месяца 2020 года), карбамидно-аммиачная смесь – на 82 %, аммофос – в два раза.
«Цены на азотно-фосфорные удобрения демонстрируют резкий рост: в июле цена на аммофос достигла уровня 60 тыс. рублей за тонну, что в два с лишним раза выше, чем его стоимость в это же время в прошлом году», – сообщил Андрей Недужко, генеральный директор агрохолдинга «Степь» (выращивает пшеницу, кукурузу и иные культуры на юге России).
Химические же компании напротив утверждают, что цены невелики и вообще фермерам грех на них жаловаться – они, дескать, находятся в гораздо лучших условиях по сравнению со своими зарубежными коллегами.
«Сегодня цены на минеральные удобрения в России на 30-40 % ниже, чем на мировых рынках», – приводятся слова генерального директора группы «Акрон» Александра Попова в пресс-релизе, посвященном фиксации цен.
Примечательно, что ни группа «Акрон», ни его конкуренты не пошли на серьезное удешевление удобрений. Учитывая же повышение курса доллара, наблюдаемое с середины июня, вряд ли фиксация цен принесет им какие-то убытки - продажи агрохимикатов на экспорт компенсируют возможные потери.
В тоже время цены на удобрения не могут не влиять на рентабельность выращивания сельскохозяйственных культур. Также динамика их цен определяет объемы их закупок аграриям и, соответственно, получаемые ими урожаи.
«Законы земледелия таковы, если систематически не восполнять то, что мы берем из земли, дисбаланс приведет к снижению плодородия почвы и объем урожая в будущем может снизиться на 20-30 %», – указывает Андрей Недужко.
Корреляция непрямая
Возникает закономерный вопрос: могут ли нынешние высокие цены на агрохимикаты привести к росту стоимости продуктов питания, если не в нынешнем году, то в следующем? Ответ на него — да, но есть нюансы.
«Взаимосвязь между ценами на минеральные удобрения и продовольствие весьма относительная. Подорожание агрохимикатов влияет на себестоимость производства растениеводческой продукции, а цена ее реализации складывается из баланса спроса и предложения, – рассказал Дмитрий Востриков, исполнительный директор «Руспродсоюза». – Соответственно, себестоимость продукции растениеводства из-за повышения цен на минеральные удобрения будет расти, что может повлиять на дозы внесения питательных веществ, а урожайность сельскохозяйственных культур зависит от количества внесенных под них агрохимикатов».
По его мнению, текущая ситуация будет усугублять положение аграриев: с одной стороны у них увеличится себестоимость, с другой же их доходы из-за недавнего введения пошлин на экспорт зерновых и масличных культур снижаются. В результате у них растут затраты на обработку 1 гектар посевов, но уменьшается цена реализации продукции. Издержки у сельхозтоваропроизводителей разнятся, поэтому самые слабые будут банкротится и уходить с рынка, а многие просто снизят количество или откажутся вовсе от внесения удобрений.
Курс – на подорожание
Фермеры в складывающихся условиях может быть и рады поднять цены, только это сделать им будет трудно в силу особенностей рынка сельхозпродукции – отечественные пищевые предприятия и торговые сети могут отказаться ее покупать по более высоким ценам, так как в свою очередь сами могут не рискнуть их приподнять.
«Против же повышения цен на продукты питания «играют» падающие доходы населения и пристальное слежение за отпускными ценами агропромышленного комплекса», – отметил Дмитрий Востриков.
Тем не менее, складывающиеся обстоятельства могут заставить аграриев поднять цены на свою продукцию для ее переработчиков – предприятий по производству муки, подсолнечного масла и др. Им не остается иного выхода – либо, как было отмечено выше, банкротится, либо выживать, перекладывая увеличившиеся издержки на своих клиентов.
Плюс еще негативную лепту внесли погодные условия — холодная весна и знойное лето однозначно приведут к падению или запаздыванию сбора урожая в отдельных регионах страны. Цены на картофель, морковь, свеклу, капусту идут вверх, не за горами возможное подорожание пшеницы из-за засухи в Поволжье. Хлебозаводы уже предупредили торговые сети о повышении цен с августа на 7-12 % (из-за роста стоимости маргарина, сахара и подсолнечного масла).
В свою очередь ритейлерам тоже придется делать выбор: или приобретать продовольствие по увеличившимся ценам, сокращая таким образом свою рентабельность, или же менять ценники в сторону повышения. Не сложно догадаться, что они наверняка предпочтут второй вариант, только могут сделать это не быстро, чтобы не раздражать покупателей. И будет совсем не удивительно, если в сентябре-октябре население увидит, как цены на продукты питания «слегка» приподнялись – торговые сети сейчас как раз изучают предложения поставщиков об пересмотре закупочных цен.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева