Регионы ПФО находятся в преддверии возможной катастрофы – лифтовое хозяйство в округе пребывает в плачевном состоянии, признают специалисты. Наиболее сложная ситуация складывается в Ульяновской, Саратовской и Кировской областях. На замену оборудования требуются сотни миллионов рублей, однако зачастую вопрос ремонта или замены лифтов ложится на плечи самих жильцов. Есть ли решение у этого вопроса, и почему государство не готово в полной мере инициировать модернизацию – разбирался «ФедералПресс».
Жительница Ульяновска Лариса Александровна говорит, что за последние полгода дважды застревала в лифте в доме, в котором живет. По ее словам, ремонт подъемника в девятиэтажке не проводился уже много лет. Специалисты давно настаивают на замене лифта, однако в управляющей компании утверждают – средств на это нет.
«Нам прямым текстом говорили – если у жильцов есть желание и возможность, то могут сброситься и организовать замену лифта. Но там речь идет не о копейках, кто у нас такое дело профинансирует? Одни не хотят, у других нет денег, третьи сдают квартиры в аренду и плевать хотели на то, какой в доме лифт и есть ли он вообще», – рассказала «ФедералПресс» женщина.
По ее словам, местные власти, по всей видимости, «в эту сторону смотреть не хотят». «Видимо, надо, чтобы кто-то разбился, тогда, наверное, зашевелятся», – предполагает Лариса Александровна.
Миллиарды рублей на миллионы лифтов
Как пояснила «ФедералПресс» исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова, ежегодный прирост количества лифтов с истекшим сроком службы составляет примерно 10 тысяч и, согласно Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов ТР ТС 011/2011», до 2025 года необходимо будет заменить порядка 134 тысяч лифтов общей стоимостью около 300 млрд рублей.
* Источник: Ассоциация региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов
«Замена лифтового оборудования – одно из самых дорогостоящих мероприятий при капитальном ремонте, и для ускоренной замены лифтов в полном объеме необходима поддержка со стороны государства, так как самостоятельно система капитального ремонта за счет взносов граждан с этой задачей не справится», – отметила Мамонова.
Согласно приведенным ей данным, в прошлом году объем замененных лифтов составил 16 тысяч экземпляров на сумму 34 млрд рублей. К слову, это 20% от общей суммы выполненных работ по капитальному ремонту.
Эксперты утверждают: промедление с ремонтом или заменой лифта в ряде случаев может оказаться фатальным. Причем за примерами далеко ходить не надо. На днях на юго-востоке Москвы в 24-этажном доме на улице Маршала Чуйкова трое полицейских пострадали из-за неполадок с лифтом. На протяжении последних трех лет такие ситуации возникали и еще в ряде регионов страны.
Черный список
Представитель одной из поволжских управляющих компаний на условиях анонимности рассказал «ФедералПресс», что проблема замены лифтов стоит более чем остро.
«Ситуация требует незамедлительного вмешательства государства. Тысячи лифтов в регионах буквально на ладан дышат. Инциденты с ними происходят регулярно, люди застревают в кабинах все чаще и чаще. Кроме того, сейчас наблюдается острая нехватка специалистов, которые могут заниматься обслуживанием лифтового хозяйства», – рассказал собеседник издания.
Он также признался, что многие управляющие компании сегодня заключают фиктивные договоры с организациями, которые должны обслуживать лифты.
«То есть на бумаге все вроде бы оформлено, деньги выделяются, а в реальности к этим ветхим лифтам уже давно никто не подходит. Есть серьезный риск, что в ближайшее время мы получим в лучшем случае массовый отказ оборудования, в худшем – регулярные ЧП», – говорит наш собеседник.
Ранее независимые аудиторы на основе данных Минстроя РФ и региональных Фондов капитального ремонта подготовили обзор регионов с самыми старыми лифтами. В черный список попали и поволжские регионы – Самарская и Нижегородская области. Оказалось, что в отдельных регионах износ лифтов превысил 70 %.
Также недавно список наиболее проблемных с точки зрения ситуации в лифтовом хозяйстве регионов был представлен на заседании Общественного совета при Минстрое. Среди проблемных регионов была названа Ульяновская область (к 2024 году здесь требуется заменить 3264 лифта, однако в 2020 году не заменили ни одного), Удмуртия (в 2020 году проведены электронные аукционы на замену семи лифтов, тогда как к 2024 году необходимо заменить 3111 штук).
Также ни одного лифта не поменяли в 2020 году в Астраханской, Ивановской областях и Мордовии, хотя там уже по несколько сотен лифтов с истекшим сроком годности. По информации Общественного совета, в общей сложности к началу 2025 года необходимо заменить 144 тысячи лифтов, при этом стоимость работ оценивается в 360 млрд рублей.
Серьезность ситуации подтвердил и министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев. Он заявил, что Минстрой разрабатывает инструменты поддержки для ускоренной замены старых лифтов в многоквартирных домах.
«Проблема достаточно большая. Количество лифтов, которое мы должны заменить, огромно», – констатировал Якушев.
Лифт в кредит
Между тем пока ситуация крайне слабо меняется к лучшему, признают эксперты. По заявлению аналитика Института региональной экспертизы Марата Хамидуллина, ключевым вопросом по-прежнему является то, кто профинансирует модернизацию лифтового хозяйства в регионах.
«Федеральный бюджет, как мы видим, не готов взять на себя эти многомиллиардные траты. Поэтому пока ситуация складывается таким образом, что данные работы финансируются в первую очередь в рамках взносов на капитальный ремонт. То есть речь идет о деньгах, которые платят обычные граждане», – пояснил Хамидуллин.
По его словам, собираемых на сегодняшний день средств закономерно не хватает.
«Конечно, есть вариант оформления кредитов – такая практика существует. Схема понятна: собственники квартир совместно оформляют займ. Но в сегодняшних условиях подобная модель вряд ли окажется распространенной – лично мне трудно представить, что россияне готовы брать на себя такие обязательства», – говорит эксперт.
Отметим, что стоимость производства одного стандартного лифта девятиэтажки составляет около миллиона рублей. Плюс монтаж – а это еще около 800 тысяч рублей.
Таким образом, лифтовый вопрос по-прежнему решается крайне медленно, а во многих случаях – не решается вовсе. Но такой подход, предупреждают эксперты, очень опасен. Чем в итоге оборачивается экономия на безопасности – предугадать не сложно.
Фото: Guido Meisenheimer/dpa / globallokpress.com, ФедералПресс / Мира Майнд. Инфографика: ФедералПресс /Елена Майорова