Зампред правительства России Марат Хуснуллин готовится посетить Краснодарский край в новом статусе – куратора Южного федерального округа, в планах посещение и других регионов. «ФедералПресс» разобрался, стоит ли ждать продвижения «татарского лобби» на юге России.
Зампред правительства Марат Хуснуллин, получивший еще обязанности куратора Южного федерального округа, начал поездки по регионам с Краснодарского края, где собирается ознакомиться с темпами дорожного строительства, а также с реализацией проекта трассыДжубга – Сочи.
При этом ряд источников говорит о том, что юг России может ожидать усиление «татарского лобби», в том числе и на рынке строительства, а регионы для посещения выбираются Маратом Хуснуллиным исходя из того, когда будет отправлен в отставку губернатор. «ФедералПресс» разобрал основные аспекты будущей работы куратора.
Маркер губернаторов
Говоря о выборе территорий для визита, исходя из перспектив губернаторов, политолог Андрей Решетов обращает внимание, что позиция не приезжать к главам субъектов, которые не получат продление полномочий, идет вразрез со словами президента России Владимира Путина.
«То есть, как получается, кураторы из числа вице-премьеров – это те самые контактеры, занимающиеся экономическим развитием регионов, о которых говорит глава государства на совещании. И тут получается диссонанс: к главам, нуждающимся больше всех в помощи, куратор не приедет», – подытожил Андрей Решетов.
Социальный технолог Роман Алехин обращает внимание, что тут естьдва варианта.
«Первый, который любят у нас управленцы, – показывать негативное отношение игнорированием. Думаю, многие работники сталкивались с таким, когда руководитель недовольный, отводит взгляд и всем видом показывает, что игнорирует. Хотя, по сути, это уклонение от управления, а не управление. И оно не от силы, а от слабости», – считает Роман Алехин.
Есть второй вариант – приехать, указать на проблемы и на того, кто виноват, что более правильно, отмечает эксперт, но не приемлемо в России.
«Причины в том, что у нас, особенно в госслужбе, если можно не управлять – не управляют. От лени это или от нежелания тратить нервы – не суть важно. Сюда же наслаивается и боязнь критиковать, так как сразу получаешь вопрос: а кто назначал? У нас хоть и нет незаменимых, кроме одного человека, но при этом есть правило – а вдруг пригодиться, а значит не стоит портить репутацию. И чаще всего пригождается: потом уволенный губернатор вдруг всплывает на другом тепленьком местечке. Именно из-за этого у нас частенько перед увольнением и ордена дают и нахваливают, а не ругают», – обращает внимание Роман Алехин.
Татарское лобби
Роман Алехин считает, что надо разделять – татарское и исламское лобби. Первое – это нормальное явление для страны, когда чиновник подтягивает людей своей национальности.
«Это не хорошо и не полезно для госуправления, но это обычно для нашей реальности. Но будет очень большой ошибкой, если президент не будет контролировать, чтобы татарское лобби не смешивалось с религиозным. В религии действуют иные связи, иные обязательства, и могут возникнуть совсем другие конфликты. Однако, насколько мне известно, религиозный баланс жестко контролируется, как со стороны АП, так со стороны силовиков», – подчеркивает Роман Алехин.
Андрей Решетов считает, продвижению «татарского лобби» помешают местные элиты, которых на юге России более чем достаточно.
«Хотя нечто подобное было в Дагестане, когда к власти пришел глава кабмина с корнями из Казани, но даже и тогда группа влияния была быстро удалена при поддержке Москвы. Это показатель того, что как таковой фиксации не было. Скорее всего аналогичная ситуация будет и в других регионах ЮФО», – считает политолог.
Знакомый с принципами работы Марата Хуснуллина по ПФО автор канала «VOLGA.brief», исходя из имеющихся непубличных данных, говорит, что продвижение так называемых межнациональных интересов татар на юге – это для «татарских элит» сейчас не самое приоритетное направление, хотя и существующее в планах.
«Пристальное внимание федеральных властей к ЮФО охлаждает жажду возможной экспансии на юг – кроме того, управление через финансово-инфраструктурные инструменты является в разы более эффективным, и сейчас Хуснуллиным будет осуществляться именно оно», – подчеркивает инсайдер.
Сфера строительства
Инсайдер, автор канала «VOLGA.brief» обращает внимание, что во многих шагах Марата Хуснуллина можно усмотреть «татарскую» направленность, но сама по себе сфера строительства на юге России и в Крыму, ввиду высокой туристической значимости, диктующей быстрое и не всегда качественное строительство ради освоения денег на аренде для бизнеса и туристов, – является далеко не самой успешной.
«Потому при всей требовательности Хуснуллина претензии к подрядчикам обязательно материализуется в органичную для отрасли «зачистку»,но скорее ради приведения стандартов строительства к уровню московских, к которым сам куратор и привык. И расклад этот несомненно будет меняться – и останутся на нем либо те, кто сумеет наладить взаимовыгодное в балансе заработка и исполнения требований, либо на их место придут федеральные застройщики, коих немало», – отмечает инсайдер.
Политолог Андрей Решетов предполагает, что возможны изменения из-за глубокой погруженности Мурата Хуснуллина в строительную и технологическую отрасли. То есть он как бы будет критиковать подрядчиков, обращает внимание эксперт, как это уже происходит в Крыму с его проектом по водному вопросу, а после в рамках закона указывать проверенным людям на наличие стратегических проектов.
Роман Алехин согласен с тем, что будет изменен баланс сил по подрядчикам, и здесь «татарское лобби» и будет отрабатывать спокойно и уверенно.
«Что касается крымских подрядчиков, то их профессионализм вызывает сомнение и у самих крымчан. И проблемы не только в качестве работы, но и в том, что крымские (бывшие украинские) подрядчики во многих сферах до сих пор так и не изучили российского законодательства, да и надежда на то, что можно все решить и на все закрыть глаза в Крыму гораздо крепче, чем в остальной России», – подытожил Роман Алехин.
Фото: пресс-служба правительства России