Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Путин не поможет: решения каких транспортных проблем не дождутся петербуржцы

Транспорт
В Северной столице не спешат учитывать маятниковую миграцию пассажиров из Ленобласти

Президент РФ Владимир Путин на этой неделе провел совещание по вопросам развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области с Александром Бегловым и Александром Дрозденко. На нем было озвучено сразу несколько грандиозных проектов, важных для обоих регионов. Однако многие вопросы остались за кадром, а у двух градоначальников пока не сильно получалось договориться о реализации совместных задач. Опрошенные «ФедералПресс» эксперты опасаются, что даже президентский «пинок» не сдвинет с места большинство застарелых транспортных проблем Северной столицы.

Годовой бюджет на транспорт

Во время совещания губернатор Петербурга Александр Беглов назвал несколько грандиозных проектов, которые крайне необходимы городу, чтобы в ближайшие годы не наступил транспортный коллапс. Среди них – развитие сразу двух аэропортов (Пулково и Левашово), запуск скоростной электрички к главной воздушной гавани, новые станции метро, замена подвижного состава общественного транспорта и др.

Если подсчитать все расходы, которые озвучил Беглов, нужна сумма, равная доходам бюджета города за 2020 год: 615 млрд рублей. Понятно, что у Смольного и его главы таких денег просто нет. Уповать приходится только на Москву и поддержку Фонда национального благосостояния.

Однако главное опасение у экспертов вызывает даже не отсутствие финансирования, а неспособность двух глав регионов совместно решать сложные задачи в рамках агломерации. Самый важный проект для обоих регионов, реализация которого может начаться только с подачи президента, – это создание удаленного транспортного кольца вокруг Петербурга.

То, что КАД давно задыхается в пробках, известно всем. Но у петербургского градоначальника не хватало политической воли предложить подобный проект для совместной реализации с Ленинградской областью и обратиться за поддержкой в федеральный бюджет. Инициативу пришлось брать на себя президенту, отметила социолог Инна Ветренко.

«Градоначальник Петербурга не является сильным, самодостаточным политиком региона. Чтобы быть таковым, нужно иметь политическую волю – инициировать решения, принимать их и нести за них ответственность. Этого губернатору недостает», – отметила эксперт.

По той же причине могут застрять и другие озвученные во время встречи с Путиным проекты. Эксперт по развитию транспорта и городской инфраструктуры Евгений Лихачев отмечает, что хоть границы между Петербургом и Ленобластью стерлись, юридически это все равно разные субъекты. «И если вопрос стоит о финансовой подоплеке, тут начинаются сложности. Это вопрос договоренностей: кто сколько будет спонсировать. Все понимают: да, это нужно. Но когда доходит до конкретики, начинаются проблемы», – поясняет эксперт.

Пока же по некоторым транспортным вопросам недопонимания возникают даже внутри города – между районами: когда один сделал свою часть дороги, а второй – нет. «Если Москва и Московская область – это хороший пример налаженной совместной работы, то о Петербурге и Ленинградской области такого пока не скажешь», – подчеркнул Лихачев.

18aab9ed8d2136e39a008f2aedc72359.jpg

Игра в одни ворота

При этом многие важные для жителей агломерации Петербурга и Ленобласти проблемы остались за кадром общения губернаторов и президента. Эксперты отмечают, что решать их можно и нужно уже на региональном уровне, без вмешательства первого лица. Но пока сделать этого не получается.

Эксперты отмечают, что на сегодняшний день крайне необходимо создание единой для двух регионов инфраструктуры общественного транспорта и системы транспортно-пересадочных узлов. Ленинградская область является лидером по маятниковой миграции среди регионов России: ежедневно на заработки в Петербург приезжают от 17 % до 30 % населения области, отмечает доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Дарья Щербакова. Но этот факт вообще не нашел отражения в новой транспортной модели Петербурга, разработанной Смольным.

Эксперт с сфере транспорта Петербурга, генеральный директор ООО «Пассажир ТВ» Михаил Бурцев рассказал, что новая модель начнет действовать с июля 2022 года: устаревшие маршрутки планируют заменить новыми автобусами, в городе создадут новые выделенные полосы движения, перехватывающие парковки и дополнительные остановки. Однако модель не включает потребности агломерации, то есть то самое маятниковое движение пассажиров: нет нормальной организации процесса движения общественного транспорта между двумя регионами, не оптимизирована маршрутная транспортная сеть, отсутствуют транспортно-пересадочные узлы.

«У многих экспертов возникают объективные сомнения в том, что эту транспортную модель можно будет реализовать. Она не включает систему транспортно-пересадочных узлов и всего остального», – подчеркнул Бурцев.

При этом, как отмечает эксперт, в нынешних условиях модель уже не получится реализовать отдельно на уровне одного только Петербурга: если город не учтет интересны жителей Ленинградской области, даже обновленная транспортная система не будет эффективно работать.

Нерешенные проблемы

Дарья Щербакова подчеркивает, что остаются открытыми и множество других вопросов: система работы общественного транспорта не отлажена и в самом городе. Элементарно не хватает остановочных пунктов. «У нас северный регион – ожидание транспорта в непогоду счастья не прибавляет», – отмечает она.

Маршрутным транспортом сейчас не могут пользоваться люди с детьми в колясках и некоторые группы инвалидов. Выделенные полосы для общественного транспорта в городе - явление тоже нечастое. «Общественный транспорт должен ходить регулярно, не стоять в пробках, быть комфортным и современным. Мало трамвайных маршрутов, отвечающих современным требованиям», – подчеркнула эксперт.

Существующие проблемы метро не ограничиваются нехваткой новых станций. А разработанная схема его дальнейшего строительства не разгрузит, а наоборот, только увеличит нагрузку на данный вид транспорта: пропускная способность эскалаторов при всем желании не позволяет снизить давку на входе в часы пик. «Возможно, строительство вторых вестибюлей может снизить накал. Но если продлить метро в современные районы, то это не разгрузит и без того переполненные ветки, а только увеличит плотность пассажиропотока», – пояснила Щербакова.

При этом эксперт не увидела в представленной властями транспортной модели инновационного подхода, который помог бы не просто закрыть существующие проблемы, но и спрогнозировал развитие ситуации в будущем.

«Логистику выстраивать нужно с помощью современных технологий, искусственного интеллекта, прокладывать новые маршруты, строить выделенные полосы, перехватывающие парковки. А приоритеты в решении транспортных проблем должны отдаваться тем направлениям, которые решают проблемы и способствуют развитию петербургской агломерации», – заключила ученый.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.