Месяц назад столичные власти ввели систему QR-кодов для заведений общепита и спустя 2,5 недели отменили ее. «ФедералПресс» выяснил у представителей отрасли, какие убытки понес бизнес за этот период и сколько времени потребуется на его восстановление. Подробности – в нашем материале.
28 июня столичная мэрия в связи с третьей волной пандемии коронавируса ввела новые ограничения для заведений общепита – проход в них осуществлялся только по QR-кодам, доступным вакцинированным, переболевшим или сдавшим ПЦР-тест. Рестораны Москвы быстро опустели, посетители скапливались только на верандах, посещение которых было доступно и без цифрового документа.
Источник «ФедералПресс», близкий к мэрии Москвы, рассказал, что пока столичные власти не стремятся повторять опыт с июньскими ограничениями. «Пока повторное введение QR-кодов не обсуждалось», – подчеркнул собеседник агентства, отметив, что и прежнее решение принимать было достаточно сложно.
Тем временем столичный ресторанный бизнес подсчитывает убытки. Так, по словам сооснователя сети ресторанов «Чайхана № 1» Алексея Васильчука, за время ограничений оборот в сфере общепита серьезно упал и на данный момент отрасль не восстановилась. «В среднем оборот упал на 30–50 %... Я бы не сказал, что восстанавливается. Почему-то отскока не произошло. Я подозреваю, это связано с тем, что в связи с ограничениями и увеличением заболеваемости многие уехали из города на дачи», – рассказал в беседе с «ФедералПресс» Васильчук.
По прогнозам бизнесмена отрасль начнет восстанавливаться не раньше сентября. «Я думаю, что если не будет новых сюрпризов, то в сентябре [бизнес] начнет возвращаться в прежние рамки», – отметил Васильчук.
Владелец сети «Мясо & Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт» Сергей Миронов рассказал, что июньские ограничения потрясли ресторанный бизнес, однако даже многие закрытые рестораны за время после отмены QR успели открыться.
«Москва пошла на беспрецедентные меры поддержки: город выпустил два пакета мер, значимые из них – субсидии и компенсация коммуналки за третий квартал. Наверное, можно сказать, что за ограничения Москва заплатила предпринимателям, чего не сделали другие регионы, которые зеркально приняли эти меры», – выразил мнение Миронов.
Все предприятия отрасли было бы некорректно относить к пострадавшим, считает президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
«Предприятия, которые кормили своих работников на заводах и в больших офисах, не закрывались, предприятия в отелях кормили своих постояльцев и даже еще получили дополнительный доход, потому что те, кто приехал [в Москву], не имели QR-кодов и не могли поесть в городе, поэтому завтракали, обедали и ужинали в гостинице», – отметил Бухаров.
Кроме того, по его словам, не пострадали палатки, торгующие едой на вынос, ограничения в меньше мере отразились и на доходах ресторанов с большими верандами.
Сейчас рестораторы и эксперты отрасли склонны прогнозировать четвертую волну COVID-19 и возвращение QR-кодов, однако, по их мнению, главная опасность – не цифровые новации, а низкий процент привитых москвичей.
«Четвертая волна будет в любом случае. Здесь вопрос не в наличии и отсутствии QR-кодов, вопрос в числе вакцинированных. Когда мы вводим ограничение, мы должны понять, какое количество людей попадает под это ограничение. В тот момент, когда в Москве вводились QR-коды, вакцинированных было катастрофически мало, их не хватало. Если завтра вакцинация в Москве будет на уровне 80 %, то это не будет ударом по ресторанам», – отметил Миронов.
Однако пока, по мнению собеседников агентства, темпы вакцинации остаются низкими.
Фото: mos.ru