За 2020 год в России число клиентов платформ онлайн-образования увеличилось почти в полтора раза. С тех пор крупнейшие площадки начали активнее захватывать рынок. Как работодатели относятся к тому, что сотрудники получают ключевые знания из курсов и в каких профессиях тренинги гарантированно помогут – в материале «ФедералПресс».
Лидеры российского онлайн-образования начинают расширять свои сферы влияния. Так крупнейший образовательный онлайн-сервис Skillbox купил долю в 30 % в онлайн-школе английского языка КЭСПА. До сих пор сервис не занимался языками.
Экс-руководитель образовательного центра «Юниум» Петр Гаманок рассказал «ФедералПресс», что за год пандемии люди пересмотрели свое отношение к обучению у монитора, онлайн курсы заняли до 40 % рынка дополнительного образования. Однако в более крупных и современных городах доля обучающихся в интернете все еще заметно выше. До пандемии обучение в «Юниуме» было только в аудиториях. Во время локдауна компании пришлось переводить занятия в онлайн.
«Многое зависит от города, в котором ты работаешь. К примеру, клиенты образовательного центра в Перми посчитали, что обучение на удаленке – неполноценное, многие отказались заниматься. В Екатеринбурге большинство спокойно восприняли смену формата», – отметил Гаманок.
Для некоторых онлайн курсы полезнее вуза
Руководитель молодежного направления рекрутингового сервиса hh.ru Ирина Святицкая рассказала «ФедералПресс», что сегодня ценность фундаментального образования снижается, и на смену традиционной системе приходит онлайн-обучение. Согласно исследованию hh.ru, проведенному в конце 2020 года, 19 % работников компаний заявили, что полностью перешли на онлайн-обучение, а выше всего эта доля в сфере HR – 38 %.
«К самостоятельному повышению квалификации прибегают и соискатели. Дистанционное обучение выбирают 58 % соискателей из IT-сферы, 51 % из сферы управления персоналом и 48 % из сферы маркетинга и PR. Большинство проходят такие курсы для продвижения по карьерной лестнице (68 %) или повышении заработной платы (67 %)», – отметила эксперт.
Больше всего такие курсы ценятся среди маркетологов: каждый второй говорит о том, что сертификат о прохождении онлайн-курсов повышает вероятность трудоустройства. Это может быть связано с тем, что для некоторых новых направлений этой сферы онлайн-курсы – единственный источник знаний, говорит Ирина Святицкая. До 80 % соискателей готовы проходить онлайн-курсы, если они будут гарантированно влиять на трудоустройство.
По словам Святицкой, сегодня наличие дипломов из онлайн-школ у кандидата является, в первую очередь, свидетельством их желания развиваться в профессии и изучать новые компетенции. Такие сотрудники ценятся выше прочих.
«Наличие диплома о прохождении онлайн-обучения не гарантирует вам успешное прохождение интервью, а скорее будет приятным дополнением к основному набору ваших навыков и знаний», – подчеркнула Святицкая.
Она порекомендовала смело указывать пройденные онлайн курсы в резюме. Знание английского языка или такие навыки как знание SQL в области маркетинга, а также знание CRM-систем для менеджера по клиентскому сервису, дадут вам конкурентное преимущество, и, кроме того, позволят рассчитывать на более высокую стартовую заработную плату. Также желатеьно верифицировать курсы,чере юридические переводы, только необоходимо рассчитать стоимость и оформить заказ на перевод. Это может,если Вы будуте искать удаленную работу зарубежом.
Не все признают онлайн-обучение
Руководители пока не так ценят дополнительное образование. Главы подразделений чаще других отмечают, что не считают онлайн-курсы полезными для своей работы (20 %), а руководители организаций не считают их полезным для трудоустройства (22 %).
Директор по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру» Юлия Санина рассказала «ФедералПресс», что 44 % работодателей отметили, что уже нанимали к себе в компании соискателей, которые проходили онлайн-курсы обучения. Такие данные сервис получил в ходе опроса более 1000 HR-специалистов и представителей бизнеса.
«Только 13 % опрошенных отметили, что при найме отдадут предпочтение соискателям, которые проходили онлайн-курсы для повышения квалификации по своей специальности. Каждый пятый работодатель указал, что выберет тех, кто таких курсов не проходил, а для 66 % компаний прохождение онлайн-обучения не имеет никакого значения», – отметила Юлия Санина.
По ее словам, лишь 7 % опрошенных представителей российского бизнеса уверены, что отметка об онлайн-обучении в резюме отражает реальный уровень подготовки кандидата к работе по профессии. 70 % работодателей считают, что прохождение образовательных курсов совсем не отражает наличие необходимых навыков.
Безусловно соискателям важно указывать в резюме образовательные курсы и программы повышения квалификации — как правило, это положительно влияет на общее впечатление о кандидатах и говорит о готовности обучаться не только в рамках компании, но и самостоятельно.
После локдауна интерес к курсам поутих
Россияне стали активно инвестировать в онлайн-образование в период пандемии. По данным аналитиков ЮMoney, в 2020 году по сравнению с 2019 годом число тех, кто обучается онлайн на курсах, тренингах и мастер-классах, увеличилось на 45 %, а оборот – более чем на 20 %.
В первом квартале 2021 года стоимость тренингов выросла: число покупок не изменилось, а оборот увеличился на 22 % в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. В среднем за курс россияне платят по 3368 рублей. Среди учреждений дополнительного образования и повышения квалификации оборот платежей увеличился на 5 %, а количество покупок программ обучения – на 7 %. Средний чек снизился на 2 % и составил 4099 рублей.
Во втором квартале 2021 года оборот онлайн-площадок упал на 13 % в сравнении с показателем прошлого года: россияне не сохранили любовь к дополнительным курсам на том же уровне, как во время локдауна. Количество покупок снизилось – на 39 %, но средний чек вырос на 44 %, до 3 314 рублей.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева