В российских регионах в обязательном порядке могут появиться уполномоченные по правам потребителей. Старт нововведению на днях дали в Башкирии – там уже создан соответствующий институт. Инсайдеры «ФедералПресс» в Госдуме сообщили: подобную практику, вероятно, в недалеком будущем введут повсеместно. По мнению экспертов, потребность в новых омбудсменах есть – права граждан в этой сфере нарушаются все чаще и чаще.
В Башкирии руководить структурой, по распоряжению главы республики Радия Хабирова, будет Валерий Самохин. Он с 2010 года защищает права потребителей, возглавляя общественную организацию «Форт-Юст». Также Самохин является автором нескольких фантастических романов.
В пресс-службе министерства торговли и услуг Башкирии заявили: появление новой должности призвано укрепить систему защиты прав потребителей на практике и законодательном уровне. Руководитель ведомства Алексей Гусев уточнил, что подобной организации и должности нет ни в одном другом регионе страны.
К слову, с 2018 года писатель Самохин успешно судился с ООО «ЛитРес» из-за нарушения исключительного права на произведение «Прейскурант на победу». Тогда книга была размещена на сайте и продана покупателю без разрешения автора. По решению суда, автору была выплачена компенсация в размере 250 тысяч рублей.
Пятое колесо?
Судя по всему, новый омбудсмен без работы явно не останется. По данным ВЦИОМ, 37% россиян сталкивались с нарушениями их потребительских прав. Чаще всего участники опроса жаловались на продажу просроченных товаров, на плохо оказанные услуги и на необоснованное завышение цен.
По мнению руководителя Института региональной экспертизы Дмитрия Михайличенко, развитие социальных институтов – это хороший управленческий вектор.
«К сожалению, региональные власти создают в последнее время не так много новых институтов. В Башкирии уже несколько лет работает институт бизнес-шерифов, теперь появляется омбудсмен по правам потребителям. Полагаю, идея правильная и нужная», – указал в разговоре с «ФедералПресс» эксперт.
По его мнению, власти должны минимизировать социальное напряжение, а в сфере потребления оно также есть. В то же время он признал, что эффективность инициативы оценивать рано – многое будет зависеть от содержательной составляющей.
В то же время, по мнению основателя адвокатского бюро «Законоведъ» Григория Сарбаева, защитой прав потребителей эффективно занимается федеральная структура – Роспотребнадзор – через управления в регионах. Он полагает, что вводить на региональном уровне новую чиновничью структуру за счёт налогоплательщиков – это перебор.
«В регионах следует оберегать малый и средний бизнес, который и так находится под жестким прессингом многих контролирующих структур. А потребителей необходимо защищать от космического роста цен. Однако сделать это намного сложнее, нежели отчитаться о заботе о них путем создания пятого колеса в телеге», – заключил Сарбаев.
Завал жалоб
Между тем, собеседник «ФедералПресс» в Госдуме рассказал, что идея повсеместного появления новых омбудсменов – отнюдь не фантастика. С большой долей вероятности, до конца нынешнего года соответствующие уполномоченные появятся еще в ряде регионов:
«Жалобами на нарушенные потребительские права завалены и территориальные управления Роспотребнадзора, и местные суды. Задача новых омбудсменов – решать такие вопросы максимально оперативно, эффективно, желательно в досудебном режиме», – утверждает источник.
По словам собеседника издания, фактически такие омбудсмены должны стать «третейскими судьями», минимизируя бюрократию при разрешении потребительских конфликтов.
Эксперт в сфере безопасности Александр Колесников рассказал «ФедералПресс», что значительный массив жалоб в сфере защиты прав потребителей связан с претензиями в адрес торговых сетей.
«Есть самые распространенные схемы обмана. Например, в их числе – перемаркировка товаров, когда меняют дату выработки и срок годности продукции. Недобросовестные авторы смывают подлинные даты и ставят новые, с которыми можно продавать фасованный товар», – сообщил собеседник издания.
Другое часто встречающееся нарушение – когда продавцы указывают более высокую цену за товар, как на прилавке, так и на кассе. В частности, покупатель может не обратить внимания, что на ценнике была указана более низкая цена за единицу фасованного товара – например, вместо 0,5 л было указано 0,33 л. В итоге человек заплатил больше, нежели ожидал.
Другая популярная схема – когда на уровне глаз выставляют продукты с истекающим сроком годности, со скрытыми дефектами, с более высокой ценой.
«Зачастую размещают ценники с более низкой ценой под товаром большей стоимости. Тысячи людей на это попадаются», – указал Колесников.
По данным социологов ВЦИОМ, две трети россиян знают, что их потребительские права защищены законом, однако его содержание представляют только в общих чертах.
Ранее ФедералПресс рассказывал о том, что в Поволжье могут начать штрафовать получателей серых зарплаты.
Фото: freestocks / unsplash.com