Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов в августе подписал постановление о строительстве трамвайной ветки в Новокольцовский. До этого глава Минстроя Ирек Файзуллин дал старт строительству трамвайной линии в Академический. В процессе линия в Верхнюю Пышму. Начинается проектирование трамвайной ветки в Солнечный. Городские власти делают ставку на развитие городского электротранспорта. О том, почему отдается предпочтение именно трамваям и какие планы на общественный транспорт у мэрии сегодня, – в материале «ФедералПресс».
Чего ждать в будущем
Власти Екатеринбурга всерьез занялись развитием общественного транспорта. Об этом говорят многочисленные старты строительства трамвайных линий в новые городские районы, встреча мэра Алексея Орлова с представителями РЖД и планы по закупке новых машин. Еще в начале июля вице-мэр Екатеринбурга Алексей Бубнов заявил о том, что город приобретет 60 новых автобусов. Новые машины должны выйти на маршруты № 24, № 28, № 61.
В Екатеринбурге продолжают развивать и городскую трамвайную сеть. Будет построена трамвайная ветка от кольца на Юлиуса Фучика до Новокольцовского района. Уже заложена новая ветка в Академический район, строится в Верхнюю Пышму, планируется и в район Солнечный.
Сейчас в столице Урала острая нехватка новых троллейбусов. По мнению Алексея Бубнова, состояние этого вида транспорта плачевное и требует обновления подвижного состава. Вице-мэр уже объявил о новых планах.
«Самая большая потребность – троллейбусы. Документы подготовлены, осталось только отправить заявку. Это планируется сделать осенью», – рассказал вице-мэр.
Ключевое – в перспективе весь общественный транспорт перейдет на бескондукторный режим оплаты проезда. Пока что сегодня система действует на нескольких автобусных маршрутах.
Отдельное внимание администрация Екатеринбурга уделяет городской электричке. В середине июля Алексей Орлов в Москве встретился с президентом РЖД Олегом Белозеровым, где обсудил перспективный проект.
Урбанист об автобусах без кондукторов: «Билеты нужно продавать на остановках»
Планируется, что электричка свяжет не только отдаленные территории Екатеринбурга друг с другом, но и города-спутники.
«Это основной транспортный проект, который соединит города в единое целое», – заявил на выставке «Иннопром-2021» первый вице-губернатор Александр Высокинский.
На развитие городской электрички требуется около 66 млрд рублей: проложить около 30 км путей и оборудовать 16 остановочных комплексов. Реализация проекта позволит не только объединить отдаленные районы города с центром, но разгрузить другой общественный транспорт.
Запрос на экологичность и приоритет движения
«В идеале системный подход позволит создать единую интегрированную систему городского транспорта. Это можно сделать достаточно быстро, и транспорт начнет эффективнее возить горожан, даже при не совсем современном подвижном составе», – уверен кандидат географических наук, доцент Сергей Меркушев.
По его словам, развитие электротранспорта – тенденция последних 30 лет. И это правильно, что уральская столица делает запрос именно на развитие электротранспорта.
«Дело в том, что это опыт мировой. Он показал ошибочность тех стран, которые закрывали трамвайные линии, – например, Франции и США. И сейчас они восстанавливают их», – говорит Меркушев.
И добавляет, что в данном виде транспорта сочетаются лучшие качества: пропускная способность, скорость, комфорт, относительная дешевизна по сравнению с метрополитеном или электричкой.
Екатеринбург в этом плане старается перенять европейский опыт. Например, в Швейцарии прекрасно уживаются и троллейбус, и трамвай.
«У трамвая основные магистральные линии, у троллейбуса – второго порядка, а у автобуса, в основном, подвозящая роль», – добавляет транспортный эксперт.
Инженер компании SIMETRA и руководитель группы планирования общественного транспорта Юрий Сурнин отмечает, что Екатеринбург на фоне других городов выделяется своей решительностью в отношении строительства новых линий транспорта.
«Действительно, ведется строительство междугородней линии в Верхнюю Пышму, в середине июля состоялся «холодный» старт прокладки трамвая в Академический, предпринимаются предметные и достаточно уверенные шаги в сторону реализации проектов в Солнечный и Новокольцовский», – подчеркивает Сурнин.
Но по его словам, за последние годы уральская столица сократила маршрутную сеть, в том числе из-за нехватки подвижного состава.
«С другой стороны, будет интересно посмотреть, какой подвижной состав выберет город: классические троллейбусы или популярные сегодня машины с увеличенным автономным ходом», – считает эксперт.
Эксперты видят одну общую проблему в развитии общественного транспорта – приоритет движения. И если городские власти ее прекрасно осознают и видят потребность в организации выделенных полос и обособлении трамвайных путей, что является общемировой практикой, то процесс значительно тормозится ГИБДД.
«Они не готовы согласовывать внедрение тех или иных участков системы приоритета общественного транспорта», – считает Юрий Сурнин.
Еще один момент – баланс между индивидуальным транспортом и общественным.
«К сожалению, баланс между различными видами транспорта сегодня избыточно перекошен в пользу личного автомобиля», – отмечает Сурнин.
Но администрация Екатеринбурга уже совершила первый важный шаг навстречу горожанам. Мэр Алексей Орлов уверенно озвучивает принципиальный для развития комфортной городской среды тезис: город не для машин, а для людей.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин
Екатеринбург – комфортный город