Только пять партий в этом году будут бороться за места в парламенте Ленинградской области (на предыдущих выборах их было шесть). Еще три партии не справились со сбором подписей, и избирком отказал им в регистрации. В целом же число оппозиционных партий, желающих побиться за места в заксобрании и Госдуме от Ленобласти, по сравнению с прошлыми выборами сократилось. «ФедералПресс» вместе с политологами выяснял, почему оппозиции в регионе так сложно пробиться в большую политику.
Не справились со бором подписей
Председатель избирательной комиссии Ленинградской области Михаил Лебединский на пресс-конференции во вторник рассказал, какие партии в этом году смогут побороться за места в заксобрании региона и в Госдуме от Ленобласти.
Всего в заксобрание в этом году рассчитывали попасть представители 8 политических движений, однако получить регистрацию избиркома смогли лишь 5: «Единая Россия», «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». Три партии выбыли из гонки, не справившись со сбором подписей. Партия социальной защиты вообще не предоставила подписные листы в установленные законом сроки. У «Родины» забраковали 277 подписей (20,1 %), у «Новых людей» - 295 (21,5 %). При этом допустимо не более 5 % брака.
Лебединский рассказал, что в этом году для проверки подписей применяли технологию сканирования со специальными программными продуктами, которые выявляют нарушения. Изначально сканер выдал еще больше недействительных подписей, однако после перепроверки получилось число, названное выше. При этом глава избиркома подчеркнул, что раз сбор подписей становится для партий непреодолимым препятствием, необходимо задуматься о новых механизмах.
«Наверное, должны быть какие-то новые рамки: чтобы, с одной стороны, было удобно и просто политическим силам собирать в свою поддержку подписи. С другой, наверное, и политическим силам надо заняться работой в поле с жителями», - отметил Лебединский.
Непрофессионализм политтехнологов
По мнению директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова, проблема со сбором подписей – это, прежде всего, провал работы политтехнологов. Из-за того, что выборы проводятся в единый день голосования, грамотных специалистов не хватает, а провести сбор подписей – довольно сложная задача.
«Сбор подписей – большой труд. Это делается не за месяц. Для того, чтобы нормально собирать подписи, базу потенциальных сторонников нужно формировать за полгода, а может быть за год или несколько лет», - пояснил эксперт.
Даже наличие большого бюджета не поможет, если нет наработанной базы, что и сыграло со многими партиями «злую шутку», говорит политолог. «Главная претензия – это к кадровому составу политтехнологов, которые на местах все это организовывали», - подчеркнул Солонников.
Партиям пришлось столкнуться с еще одной специфической сложностью: очень многие жители Ленинградской области по факту прописаны в Петербурге, хотя и живут в ближайших окрестностях – Мурино, Кудрово и т.д. «Это опять ошибочный политтехнологический ход: провести сбор подписей в максимально комфортных условиях, не ездить по деревням отдаленных районов, а сесть на метро, доехать до Девяткино и там собирать подписи», - пояснил политолог.
В реальности же в ближайших к Петербургу окрестностях проживают люди, которые купили квартиры в новостройках, но зарегистрированы либо в самом городе, либо вообще в других регионах России. Из-за этого у многих партий получилось слишком больше количество брака.
Непрозрачный механизм проверки
Но сбор подписей все же можно было провести качественно, уверен политтехнолог Валерий Чебеков, который сам занимался этим процессом. Для этого необходима достаточно развития инфраструктура партии в регионе. А вот механизм проверки подписей сегодня настолько закрыт, что оценить, почему именно подписи были отбракованы – невозможно.
«Графологическая экспертиза – вещь очень субъективная. Как правило, подписи «зарубают», в основном, графологи. Что это за графологи, откуда они берутся – неизвестно. Они сами принимают решения и оспорить графологическую экспертизу просто невозможно», - говорит политтехнолог.
Кроме того, есть определенное расхождение между базами паспортных данных жителей, которые имеются в МВД, и реальными данными избирателей. Часто могут не совпадать прописка (например, человек недавно изменил место жительства), фамилия (женщина вышла замуж и сменила фамилию), номер паспорта (избиратель сменил паспорт из-за возраста) и т.д. При этом члены избирательной комиссии будут ориентироваться именно на базу МВД и таким образом могут забраковать подпись даже реального человека.
«Сейчас механизм настолько непрозрачен и усложнен, что дает возможность использовать его против определенных политических сил», - резюмирует эксперт.
Переход к цифровой избирательной системе
Дмитрий Солонников уверен, что давно пора отходить от сбора живых подписей как от устаревшей процедуры. Альтернативой должна стать цифровая избирательная система и использование сайта госуслуг.
«Человек зарегистрирован на сайте госуслуг, он имеет зарегистрированную прописку и право отдать свой голос. И не важно, где и как он отдаст свой голос, не будет претензий, что он нарисовал свою подпись криво-косо на коленке и т.д.», - поясняет эксперт. В этом случае у избирательных комиссий также не должно возникать никаких претензий при проверке.
Финансовый кризис ударил по выборам
Но не только проблемы со сбором подписей стали препятствием на пути оппозиции в местный парламент. Судя по цифрам, озвученным избиркомом Ленобласти, самих партий, желающих пробиться в заксобрание и направить на выборы в Госдуму одномандатников от региона, стало меньше.
Дмитрий Солонников уверен, что всеобщее сокращение реальных доходов в стране отразилось и на предвыборной кампании. Упали доходы не только жителей, но и партий.
«Денег на избирательные кампании стало заметно меньше именно в этом году. Это видно и по отсутствию агитации, и по отсутствию мероприятий. Полевые работы практически не проводятся. Уже прошла середина августа, а массовых агитационных кампаний пока нет», - отмечает эксперт.
Он также отметил, что заметно меньше стало политической рекламы в СМИ и на улицах. По сравнению с прошлыми кампаниями нынешняя станет одной из самых «скромных».
Фото: РИА Новости / Виктор Толочко
Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова