Если оставить машину в неположенном месте в миллионном мегаполисе, можно потерять три часа времени, 3000 рублей и выстоять три очереди. Но обозреватель челябинской редакции «ФедералПресс» прошел этот квест, чтобы вернуть родную «ласточку». О том, что ждет автолюбителей, если их машину эвакуируют, сколько необходимо иметь средств в кошельке и много ли занимает времени возвращение родного автомобиля – в нашем репортаже.
По данным министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, только за прошлый год в Челябинске на штрафстоянку увезли 24 877 машин. На невнимательных водителях в год в нашем регионе зарабатывают больше 50 млн рублей.
Где моя машина
В Челябинске штрафстоянка находится на улице Братьев Кашириных, около главного корпуса ЧелГУ. Чтобы быть уверенным, что машина точно здесь, а ее не угнали, придется простоять час. И это только первая очередь. Народа предостаточно – 12–15 человек. Все смотрят друг на друга снисходительно и виновато улыбаются, как бы говоря: «Что, тоже парковаться не умеете?»
Штрафстоянка на Братьев Кашириных – еще и место для новых знакомств. Например, две женщины в очереди. Подружились именно здесь и только сегодня: сначала одна поставила на прокаженное место машину и ее эвакуировали, затем вторая поступила точно также. Стоят и обсуждают, мол, смотри, место какое нехорошее оказалось. «А я-то думала, ты уехала, вот и встала на твое место!» – говорит одна из них.
В томительное ожидание вносит разнообразие молодой человек, заявляя с порога: «У меня при эвакуации машины украли дорогие покрышки с колес!»Все понимающе закивали. И, судя по глазам сострадальцев, каждый подумал в этот момент именно про покрышки на своей машине.
Юношу с его горем пропустили, конечно, вперед. По пути он всем показывал на телефоне фотографию своей «ласточки». Молодой человек зачем-то специально ее сфотографировал перед эвакуацией. Может, чувствовал: быть беде.
Он недолго ругался за закрытой дверью. Потом вышел. Громкой ей хлопнул и прокричал: «Да, я пойду в суд!»
К слову, в ГИБДД Челябинска на вопрос «ФедералПресс» отметили, что все эвакуаторы оборудованы видеокамерами. И воровать, когда тебя снимают, не стал бы, пожалуй, никто.«Снимается на видео сам процесс эвакуации, то, как машину везут и отгружают. Эвакуируют и машины за 15 миллионов. Никто не хочет нести ответственность за царапину, которая была здесь давно», – рассказали в отделе пропаганды и безопасности Госавтоинспекции Челябинска.
Протоколы от руки, дистанция и скидки
Спустя час я точно узнала: моя машина здесь. Мне оформили необходимые документы, проверили, не просрочена ли страховка, и отправили во вторую очередь, где всех «проштрафившихся» ждали сотрудники ГИБДД.
Здесь ожидание составило еще больше часа, да и условия оставляли желать лучшего. Помещение, если его так можно назвать, больше похоже на старую остановку из советских времен. Туда одновременно от силы могли войти человек пять. Остальные стояли на улице в двух шагах от проезжей части. Хорошо, что летняя пора и без дождя.
Но в ГИБДД Челябинска говорят, что это и так неплохие условия. Раньше штрафники сначала бы здесь все постояли, потом через весь город поехали на улицу Харлова в ГИБДД, потом вернулись бы обратно за машиной. «Это было сделано для удобства людей. Место для сотрудников ГИБДД предоставила администрация штрафстоянки. Знаем, что неудобно и туалета нет. Зато все в одном месте», – отметили в Госавтоинспекции.
В очереди тем временем все друг другу шепотом передавали страшную информацию: «Они пишут протокол от руки!»Мы настолько привыкли к тому, что все везде заполняется через компьютер, и, увидев инспекторов ГИБДД с шариковыми ручками, готовы были загадывать желание. И мало того, что они пишут от руки, но и сидят втроем на два окна. Здесь тоже несостыковка. Дело даже не в том, что над этими окнами висит призыв о соблюдении дистанции (а люди привыкли ее соблюдать), но не хотелось бы делить свое окно с другой женщиной вблизи от меня.
Тем временем инспектор сообщает мне, что я нарушила (чтобы объехать мою машину, нужно было пересечь сплошную, что вынуждало других водителей нарушать ПДД). И спрашивает, согласна ли я с нарушением. Выбора нет, соглашаюсь. Но, к примеру, мужчина в соседнем окне уверен: его машину эвакуировать не имели права, он ставил ее правильно. Он тоже достает телефон с фотографией, но не машины, а того места, где она была.
«Все вопросы такого рода решаются через начальника ГИБДД или суд. Мужчина может забрать машину, но будет должен за услуги эвакуатора. Долг может быть списан с него тоже через суд», – рассказали в отделе пропаганды и безопасности Госавтоинспекции Челябинска.
Инспектор заканчивает заполнять протокол и сообщает, что штраф за неправильную парковку 2000 рублей. Но у меня есть шанс отделаться малой кровью: если заплатить его в течение трех недель, будет скидка – 50 %. И здесь работают правила торговли.
Не в пользу автовладельцев
Еще примерно 30 минут, и машину можно забирать. Впереди третья очередь (в том же помещении, где была первая): на оплату услуг эвакуатора и хранение машины на штрафстоянке. К тому времени очередь в первое окно выросла в геометрической прогрессии. Даже подумала: «Как хорошо, что мою машину забрали пораньше. Тремя часами ожидания я бы точно не отделалась». Люди грустно ждут своей участи: кто-то качает на руках ребенка, кто-то ест бургер.
На последнем этапе мне торжественно сообщают, что должна я им больше 2000 рублей. Как раз не хватало на новые туфли! Теперь и не хватит. Нахождение на штрафстоянке тоже платное, и спасибо, что хотя бы учет времени они начинают вести с момента, когда только выстоял первую очередь.
Здесь женщина с радостной улыбкой спрашивает меня: «Наличные или безнал? Нужен ли чек?»Как только оплата проходит, открывается заветная дверь на штрафстоянку. Машин много, своя находится с трудом.
«Мы наслышаны о таком мнении, что в Челябинске сейчас слишком много мест, откуда эвакуируют автомобили. Но неправильно припаркованная машина может серьезно снизить пропускную способность. Никто не хочет стоять в пробке по чьей-то вине», – подчеркнули в ГИБДД Челябинска.
Автоюрист Лев Воропаев говорит, что для больших городов эвакуация автомобиля – достаточно частая практика. Новостью о задержке транспортного средства сегодня уже никого не удивишь.
«И судебная практика часто складывается не в пользу автовладельцев. Доказать свою невиновность очень проблематично. Особенно часто это касается парковки машины на месте для инвалидов. Знака просто может быть не видно, и водитель действительно нарушил правила, оставив машину здесь. Поэтому и оспорить решение ему будет нелегко, хотя вины его здесь по-большому счету нет», – рассказал в беседе с «ФедералПресс» Лев Воропаев.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, ФедералПресс / Евгений Поторочин