В течение короткого времени сети и СМИ потрясли сразу три сообщения о загрязнении Байкала. Начали эстафету представители шоу-бизнеса, затем подключились политики. Все три случая загрязнения разные по внешним признакам, но как минимум два последних имеют некоторые общие черты. Почему от странных пятен на поверхности озера пахнет политикой – в материале «ФедералПресс».
За шоу пять, по ботанике двойка
Психолог-педагог по образованию Илья Прусикин снискал себе славу не на преподавательской ниве, а как солист известной молодежной группы «Little Big». Впрочем, это не значит, что основы знаний о человеческой психологии, полученные им в альма-матер, оказались невостребованными. Отдыхая на Байкале, шоумен поделился со своими подписчиками видео, в котором он ужасался грязной водой в самом чистом в мире водоеме. В качестве доказательства привел кадры, где водоем действительно покрыт зеленым налетом.
«Мы на Байкале, это самое чистое озеро в мире. Прямо бери и пей. Сейчас как загребу»,– иронизирует Илья Прусикин.
Свою порцию лайков шоумен получил. А мог бы получить и двойку по ботанике. Поскольку грязно-зеленый налет, продемонстрированный в видео, является не чем иным, как пыльцой растений, попавшей в воду. Явление для Байкала ежегодное. Подобное, правда в меньших масштабах, можно увидеть после дождя в любой городской луже. Однако эффект был достигнут, сотни подписчиков обеспокоились «экологической катастрофой, развернувшейся на озере.
Дело пахнет политикой
«Экологическим бедствиям» стоит только начаться, а там не остановишь. Не успели остыть смартфоны несовершеннолетних поклонников шоумена, как очевидцы обнаружили на Байкале еще одно пятно. На этот раз вполне реальное и впечатляющее по размерам. Действительно, в акватории Малого моря несколько дней дрейфовала 22-километровая клякса черной маслянистой жидкости. На место выехали сотрудники ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» и прокурор Ольхонского района, они взяли пробы воды и направили их для исследования.
Однако расторопнее надзорных органов оказался один из кандидатов на пост депутата ГД от Иркутской области. Он самостоятельно взял пробы и доставил образцы в Лимонологический институт. Уже на следующий день ученые сообщили о результатах исследований.
«Таким образом, на основании полученных данных, заверенных разными аналитическими методами, можно утверждать, что в акватории Малого Моря в районе поселка Хужир произошло антропогенное загрязнение воды озера Байкал и его прибрежной части на протяжении около 22 километров. Вероятнее всего, загрязнение произошло лакокрасочной продукцией», – заявили в институте.
Помимо составляющей типа олифы в образцах были обнаружены зола, пепел и кусочки кварца. Первые два компонента дали основания оппонентам уверять, что речь идет о продуктах горения тайги, попавших в воду, а вещество, идентифицированное как олифа, – продукты горения смолы деревьев. В природоохранной прокуратуре пока от комментариев воздерживаются, лишь отметив:
«У прокуратуры есть вопросы к органам контроля по поводу активности и эффективности их работы», – говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Впрочем, спустя несколько дней историю с «черным-черным пятном» на Байкале сменила новая страшилка. Речь зашла о массе «зеленых-зеленых» пятен. Действительно, облет территории на гидросамолете показал, что в Малом море и в открытом море со стороны Бурятии дрейфует несколько десятков зеленых и синих пятен разного диаметра. Далее история повторилась: пока контролирующие органы брали пробы, околополитические круги и кандидаты в депутаты «оседлали экологическую повестку». Правда, то что на этот раз пятна дрейфовали со стороны бурятского берега, дало основание к «экологическому хайпу» подключиться не только иркутским кандидатам, но и их бурятскому коллеге – по совместительству шоумену.
Пока надзорные органы не дали внятного ответа о природе странных пятен. Однако собеседник «ФедералПресс», имеющий 20-летний опыт работы на судах в акватории Байкала, на условиях анонимности поделился соображениями.
«Это похоже на то, что с фекальными водами с судов намерено сбрасываются лакокрасочные вещества. Но ни у одного судна на Байкале такого количества краски на борту не бывает. Перевозить такое количество ЛКП здесь также некуда», – поделился инсайдер.
Череда совпадений, по мнению ряда аналитиков и политологов, намекает на то, что у всех пятен на Байкале присутствует отчетливый запах политики, и появились они неслучайно.
«Байкальские грабли» политтехнологов
Социология порой демонстрирует парадокс. Если у жителей региона спросить: «Что вас беспокоит больше всего?», и предложить варианты ответов, среди которых есть «Ситуация с Байкалом», то он окажется в тройке лидеров. Если этого варианта среди ответов не будет, то и экология на Байкале опустится примерно на 20–25 позицию. Впрочем, такой парадокс касается не только Прибайкалья и самого чистого озера. Подсказать вариант правильного ответа – прием социологам давно известный, и им регулярно пользуются политтехнологи.
По мнению политолога и блогера Сергея Шмидта, так или иначе, но тема Байкала должна всплыть на предстоящих выборах в ГД. Это стало уже неким элементом предвыборной культуры в регионе, и даже отчасти «хорошим политическим тоном». Однако Сергей Шмидт уверен – сам по себе Байкал шансов на победу никому не прибавит.
«Я помню, как в 2007 году в Иркутской области «Партия зеленых» пыталась разогнать экологическую повестку. Однако никакого сколь-либо внятного результата не получилось. Дело в том, что, несмотря на социальную моду темы Байкала, у избирателей любого из кандидатов, независимо от какой партийной силы он идет, есть масса более близких ему проблем. И тема Байкала, она будет, конечно, в рамках действующей политической культуры затрагиваться всеми силами, которые принимают участие в выборах, но ни одной из сторон она ощутимых дивидендов не даст», – считает политолог.
Тем не менее на любых выборах, от регионального уровня и выше, находятся силы, пытающиеся добыть победу, используятему Байкала. Пока убедительным результатом именнопо этой повестке похвастаться никто не может. По мнению ряда аналитиков, кандидаты из раза в раз наступают на одни и те же грабли во многом потому, что зачастую их штабы состоят из приезжих специалистов. Политтехнологи из других регионов, приехав в Иркутскую область, попадают под очарование «Священного моря» и искренне верят, что местные жители считают Байкал центром своего бытия. В то время как аборигены относятся к нему без трепета, свойственного приезжим. И предпочитают, делая выбор, ориентироваться на решение более насущных проблем.
Фото: ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»
Экологическая карта конфликтов