Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Как Сибирь стала центром провокационной рекламы

реклама
Сеть доставки японской кухни затравили за рекламу с темнокожим мужчиной

Сибирская сеть доставки суши «Ёбидоёби» благодаря своей рекламной кампании накануне прославилась на всю страну, однако это сыграло фирме лишь во вред. Из-за поступавших угроз, атак в соцсетях и занижения оценок компании пришлось извиняться за рекламу с чернокожими моделями. Как оценивает рекламную кампанию профессиональное сообщество, какой ущерб понесла сеть из-за всей этой ситуации и насколько беззащитным в подобных случаях является современный бизнес – в материале «ФедералПресс».

Травля сработала

Сеть японских ресторанов и сервис доставки суши «Ёбидоёби» убрали рекламный пост и принесли извинения клиентам после массированной атаки, инициированной организацией «Мужское государство». Причиной стало изображение чернокожего мужчины в окружении трех белых женщин, поедающих суши. Глава незарегистрированного движения Станислав Поздняков тогда назвал такую картинку оскорблением русского народа и призвал к травле компании. Для этого были использованы все современные технологические возможности: сторонники «Мужского государства» оставляли негативные отзывы, делали заказы и отменяли их, занижали оценки за услуги. Такой метод давления оказался эффективным. Это констатировал и сам Поздняков, заявивший, что после озвученных извинений травля прекратится.

Правда, за коллег вступилась сеть доставки суши «Тануки», которая в качестве поддержки тоже выпустила рекламу с темнокожим мужчиной, а также призвала основателя мессенджера Telegram Павла Дурова удалить канал «Мужского государства».

В сети «Ёбидоёби» отказались комментировать «ФедералПресс» ситуацию, неофициально рассказав лишь, что «это была московская реклама, а у нас в Сибири выходит то, что прислали из столицы».

Telegram-канал «Мужского государства» сегодня насчитывает 87 тысяч подписчиков.

Скандалы происходят все чаще

Подобный скандал является новым для Сибири, однако в мире аналогичные случаи уже не редкость. В 2019 году известный мировой бренд Calvin Klein столкнулся с волной негатива после появления в рекламе темнокожей плюс-сайз рэп-исполнительницы Чики Ораники. В России поток гневных комментариев получил производитель обуви «Reebok» после рекламы со скандальной надписью «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Среди последних эпизодов – история сети супермаркетов «ВкусВилл», которая использовала фотографию семьи из четырех женщин. В этом случае дело также закончилось удалением материала и извинениями компании.

Впрочем, по мнению новосибирского маркетолога Дмитрия Мишина, целью «Ёбидоёби» было не проявление толерантности, а желание сделать провокационную рекламу и привлечь к себе дополнительное внимание.

«Просто люди сейчас разобщены, многие ищут повод просто к чему-нибудь зацепиться. Не исключено, что реклама была сделана специально, чтобы развить хайп. Фотография с темнокожим парнем и белыми девушками очень напоминает известный в интернете мем. Возможно, компания делала отсылку к нему, так как у «Ёбидоёби» в принципе многое построено на провокациях, даже название», – отметил эксперт.

Любого доведут до банкротства

Технологии атаки в социальных сетях, опробованные сейчас на новосибирской сети, могут получить распространение в будущем в условиях развития интернет-сервисов. Этот инструмент может быть использован не только теми, кто искренне не разделяет ценностей, олицетворяемых рекламой какого-либо бренда, но и просто в рамках недобросовестной конкуренции, считают эксперты.

«Гипотетически такое возможно. Представьте себе судьбу какой-нибудь корпорации в США, которая в коммуникациях провокационно «пошутила» на темы BLM или LGBTQ+. Из российских примеров можно вспомнить историю, когда провокационная постановка оперы Вагнера «Тангейзер» вызвала скандал, который повлек за собой закрытие постановки, увольнение директора и, по сути, переформатирование театра. Там как раз яблоком раздора стал рекламный плакат, демонстрировавшийся на сцене», – отметил маркетолог Дмитрий Мишин.

Специалист также подчеркнул, что большую роль играет то, намеренно была сделана провокационная реклама или нет.

«В первом случае авторы как раз и ожидают бурное обсуждение, а еще лучше – скандал. Они к этому готовы. Во втором случае компания к резкой реакции не готова. И, стараясь исправить, загладить ситуацию, своими действиями зачастую только усугубляет ее», – подытожил Дмитрий Мишин.

Впрочем, устроить информационную атаку в соцсетях такой силы, что стоял бы вопрос о закрытии компании, на сегодняшний день невозможно, полагает экономист, доцент кафедры финансовых рынков и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари.

«Думаю, у организаторов не хватит мощности добить компанию. К тому же это очень опасные вещи, которые ведут к расколу общества. Этим, возможно, должны уже спецслужбы заниматься. Но я также не одобряю подобные компании, как упомянутая вами. Название данной фирмы и их продуктов очень двусмысленны и скабрезны», – сказал Коложвари.


Осуждают за извинения

Опрошенные «ФедералПресс» жители Новосибирска проявили заметно большую терпимость к скандальной рекламе сети, и нередко, наоборот, критиковали «Ёбидоёби» за то, что пошли навстречу организаторам травли.

«Это же просто человек с другим цветом кожи. Я вообще не понимаю, какие ценности пропагандируют представители того же «Мужского государства», и сам Поздняков в том числе. Для меня это просто фанатики, которые не знают, чем себя занять. Нашей стране определенно нужно меняться и улучшаться в плане толерантности, но отдельные индивиды этому мешают», – рассказала 21-летняя студентка Екатерина.

Для некоторых жителей суть конфликта, даже несмотря на широкий резонанс, так и осталась непонятной.

«Слышала, слышала. Ну с одной стороны, почему бы не взять в рекламу нашего русского паренька, но с другой стороны в темнокожем тоже ничего криминального не вижу. Возможно, я чего-то не понимаю, но суть конфликта до меня не доходит», – поделилась 62-летняя пенсионерка Наталья Сергеевна.

35-летний новосибирец Артем заявил, что не видит причин для скандала, а произошедшее назвал «раздуванием из мухи слона».

«Россия – это уже давно интернациональная страна. Темнокожих людей даже в Новосибирске уже очень много. Они здесь учатся, работают, являются такими же жителями города, как и все», – резюмировал он.

Фото: Instagram-аккаунт сети «Ёбидоёби», pexels.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.