Изменение климата не обошло стороной и Дальний Восток России: лето этого года наглядно показало, как остра проблема климатических изменений для макрорегиона. И не случайно экологические вопросы так широко обсуждаются на VI Восточном экономическом форуме, проходящем в эти дни во Владивостоке. Во второй день работы форума журналист «ФедералПресс» побывал на панельной сессии Сбербанка «Готова ли Россия к глобальной ESG-трансформации».
ESG – это экологическое, социальное и корпоративное управление (environmental, social, governance). Для наших сограждан эта аббревиатура, как и термин «устойчивое развитие», пока мало знакомы – весной этого года журнал «Форбс» опубликовал опрос населения России, результаты которого показали, что 56 % опрошенных не знают термина «устойчивое развитие» и только 2,8 % вовлечены в процессы ESG-трансформации.
Между тем экологические, социальные и вопросы корпоративного управления оказываются сегодня ключевыми факторами для обеспечения устойчивого развития не только отдельных компаний, но и государств, современного общества в целом, считают в экспертном сообществе. Участники панельной сессии «Готова ли Россия к глобальной ESG-трансформации?» попытались выяснить, насколько наша страна сумеет воспользоваться происходящей новой индустриализацией по экологически чистым стандартам, развитием новых технологий, получится ли добиться при этом улучшения социального климата?
Выводы плохие. Для нас климатическая повестка – путь к безработице. Как отметилпредседатель правления Сбербанка Герман Греф, переход к зеленой экономике для нашей страны обернется падением в нефтяной отрасли на 72 %, в газовой – на 52% и на 90 % – в использовании угля как источника получения энергии. Соответственно, это приведет к существенному сокращению занятости в этих отраслях. По его словам, проблемой необходимо реально заниматься.
Специальный представитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс ещё больше сгустил краски. Он напомнил, что один из серьезных потребителей российского угля – Китай поставил цель с 2025 года существенно сократить роль угля в своей экономике, тогда как наша стратегическая линия предусматривает устойчивый сбыт твердого топлива именно в Поднебесную державу.«Мы можем увидеть неадекватную реакцию шахтеров Кузбаса, Сахалина, Воркуты… Они могут прийти и спросить нас – о чём вы думали, уважаемые начальники?»– заявил он.
Среди первоочередных задач участники сессии отметили вопросы повышения энергоэффекетивности, более активное использование альтернативных возобновляемых источников энергии и мирный атом. Анатолий Чубайс также призвал искать преимущества, создавать новые высокотехнологичные производства, например, обратить внимание на перспективу улавливания и захоронения углекислого газа. «Попросту, надо всё, что мы выкачали из-под земли, быстренько закачать обратно», – призвал он. Чубайс отметил, что у России возможности захоронения СО2 просто уникальные, причем современные технологии позволяют извлечь из этого процесса не только экономическую выгоду, но и экологическую пользу.
Участниками обсуждения также стали министр энергетики России Максим Решетников, гендиректор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков, президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф, специальный представитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс, гендиректор Сибирской генерирующей компании (СУЭК) Степан Солженицин и замминистра энергетики Павел Сорокин.
Министр энергетики России Максим Решетников обратил внимание на то, что наша страна несколько отстала от зеленого поворота, случившегося в экономике стран Европы. Также он отметил, что, к сожалению, никто не говорит с потребителем о том, сколько будет стоить зеленая политика. Тогда как, по его словам, энергопереход к устойчивому развитию приведет к существенному снижению доходов населения.
Фото: фотохост-агентство ТАСС / Петр Ковалев
Восточный экономический форум