Что делать, если в автосалоне дорого, а машину очень хочется? Для большинства россиян ответ очевиден – купить авто с рук. На вторичном рынке можно попытаться соединить в одно целое категории «получше» и «подешевле». Однако в стремлении взять люксовую машину по цене бюджетного седана можно наскочить на подводные камни, которые от мечты не оставят ничего. Обозреватель «ФедералПресс» выяснил, чем «конструктор» отличается от «распила» и как легализовывают «серые» машины.
Красивый и… бесполезный
Иркутянин Вячеслав приобрел внедорожник три месяца назад. 10-летняя «Тойота Ленд Крузер» по замыслу должна была обеспечить комфортное передвижение по городу, уверенное покорение бездорожья и, конечно же, подчеркнуть статус владельца. В реальности оказалось все не так. Прокатился новый хозяин на ней несколько километров: от места покупки до дома, а из дома до ГИБДД, где хотел поставить машину на учет. Здесь Вячеслав узнал, что почти миллион рублей он отдал за машину «с темным прошлым».
«На сверке мне сказали, что у «Крузера» есть следы подделки идентификационного номера. Кроме того, на стойках – следы сварки. То ли машина переворачивалась и меняли крышу, то ли это вообще «распил». В общем, сейчас эксперты будут решать, в чем проблема», – делится иркутянин.
Проблем может появиться несколько. Возможно, это угнанная машина и номера на ней «перебиты». Не исключено, что она была ввезена в Россию как «распил», то есть в виде запчастей. В первом случае Вячеслав лишится авто, его вернут прежнему хозяину. Во втором внедорожник может оставаться у него в гараже, но только в качестве экспоната или набора запчастей. Закон не рассматривает «распил» как транспортное средство, соответственно, поставить его на учет нельзя.
Только с начала года в Иркутске полицейские выявили 123 автомобиля с признаками подделки идентификационных номеров. Есть среди них чисто криминальные случаи угона. Но немало и «распилов» – они привлекают потенциальных владельцев своей дешевизной. Такие машины в цене составляют от 30 до 50 процентов от рыночной стоимости.
«Распилы» и «двойники»
Модели машин в руках заместителя начальника отдела автотехнических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области Виктора Лоншакова – это не детская забава и даже не хобби, а своего рода рабочее пособие. На их примере он рассказывает, что такое «распил» и чем это грозит. По словам эксперта, еще несколько лет назад это было настоящим бедствием. Чтобы сэкономить на ввозных пошлинах, иномарки разрезались на несколько частей перед пересечением границы, провозились через таможню как запчасти и уже в России сваривались вновь. Зачастую монтаж проводился в кустарных условиях. Соответственно, о безопасности таких машин, по словам эксперта, не могло быть и речи.
«Пил делается от левого порога к правому по низу, и два реза в районе стоек. Таким образом нос отделяется, а при пересечении границы приваривается назад. В кустарных условиях качество сварки всегда ниже заводского, и были случаи у нас в Иркутске, когда такие машины на ходу разбирались. Перед ехал в одну сторону, а задняя часть в другую», – рассказывает Виктор Лоншаков.
Сейчас закон стал строже, и собранную из двух-трех частей иномарку уже нельзя официально поставить на учет. А спрос остался. Поэтому подпольные «кулибины» осваивают другие, еще более криминальные схемы. Теперь, по словам Виктора Лоншакова, вместо сборки машин продавцы таких иномарок подделывают документы или вин-коды автомобиля.
«Это раньше «распилы» были. Сейчас их года 1,5 как не пилят. Сейчас целиком завозят, кузов отдельно, двигатель отдельно – как запчасти. А чтобы легализовать ее, у нас тут два варианта: либо будут документы поддельные, либо машину «перебивать» надо. Тут опять два варианта: либо под какую-то существующую машину документы делаются, это «двойник» получается. Либо покупаем разбитую машину с документами и «ввариваем» идентификационные номера. У нас, конечно, в основном машины японского производства преобладают, меньше – европейского. А из московского региона сейчас очень много «корейцев» таких пошло», – рассказывает эксперт.
Валовый поток «перебитых» корейских машин объясняется тем, что это наиболее распространенные автомобили в европейской части страны, соответственно, их больше попадает в ДТП. А даже вдребезги разбитая машина имеет определенную ценность – как источник «чистых» документов и «вин-номеров».
Двойная жизнь машин
В гараже отдела автотехнических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области можно увидеть и старенькую «Тойоту» начала 2000-х, и премиальное европейское авто люкс-класса. Объединяет эти машины одно – они не те, за кого себя выдают. У всех есть признаки подделки, их и обязаны выявить эксперты. Самый примитивный случай – замена идентификационного номера под капотом машины. «Родной» вырезается, вваривается другой, следы зашлифовываются и закрашиваются. Неискушенный взгляд подмены не заметит, но для эксперта она очевидна.
С новыми авто все сложнее. У современных авто на разных узлах и агрегатах есть VIN-номера. Зачастую те, кто перебивает их, не знают, где они скрыты, поэтому что-то могут и пропустить. Тем более в процессоре современной машины хранится оригинальный номер, который подделать невозможно.
«Даже если все VIN-коды перебиты, мы с помощью сканера извлечем из процессора оригинальный номер. По нему через Интерпол на заводе-изготовителе узнаем, когда, кому и через какой дилерский центр продана была машина», – говорят эксперты.
Впрочем следы подделки могут увидеть только специалисты, поэтому при покупке подержанного авто лучше всего придерживаться нескольких правил.
Обратите внимание на покраску и следы сварки. Если в районе порогов или стоек машины есть следы сварки, неровная или шелушащаяся краска, скорее всего, перед вами «распил». На учет такую машину вы не поставите. Если вообще она доедет до ГАИ и не развалится.
Оформляйте сделку только через ГИБДД. Официальный сайт гибдд.рф. Здесь бесплатно можно узнать общую информацию об автомобиле (марка, цвет, год выпуска), периоды владения автомобилем, участие в ДТП, нахождение в розыске и так далее. Для проверки требуется VIN-номер или номер кузова.
Проверьте на наличие залога и обременений. Ресурс, на котором можно проверить автомобиль по VIN-коду, – reestr-zalogov.ru. Правда, это можно сделать не всегда: на сайте есть данные об автомобилях «моложе» 2014 года.
Фото: ФедералПресс / Давид Азизов, ГУ МВД РФ по Иркутской области