Руководство Екатеринбурга продолжает развивать общественный транспорт, закупая новые автобусы, но трамваи и троллейбусы переживают не лучшие времена. По данным мэрии, большой процент электротранспорта требует замены. О том, какие проблемы троллейбус решает или, наоборот, создает на дорогах города и когда по уральской столице поедут новые троллейбусы, – в материале «ФедералПресс».
«Не соответствует мировым стандартам»
На презентации новой партии автобусов, работающих на сжиженном газе, глава Екатеринбурга Алексей Орлов упомянул, что городские власти планируют в следующем году обновить парк электротранспорта. Такое поручение дал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
«Федеральная программа по безопасным дорогам действует, лимиты еще есть, надо готовить заявки и менять электротранспорт», – заявил тогда глава региона.
Благодаря новым автобусам в городе обновлено 70 % автопарка. При этом плачевное состояние трамваев и троллейбусов признают даже в городской администрации.
«Технический уровень подвижного состава городского наземного общественного транспорта, эксплуатируемого в Екатеринбурге, в целом не соответствует современным мировым стандартам», – сообщил глава транспортного комитета Игорь Ощепков.
Компания «Гортранс» в своем распоряжении имеет 455 трамваев и всего 238 троллейбусов. При этом 70 % троллейбусов и 80 % трамваев требуется заменить.
«Подвижной состав очень сильно отстает от автобусов, которые все-таки в последние годы обновили», – посетовал в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» архитектор-урбанист Владимир Злоказов.
«Горожанин» или «Адмирал»
То, что городу требуется заменить существенную часть общественного электротранспорта, понимают все – и власть, и общественность. В 2022 году город планирует обновить троллейбусы. Среди фаворитов – «Горожанин» Уфимского трамвайно-троллейбусного завода.
«Сейчас в тестовую эксплуатацию возьмем уфимский троллейбус, посмотрим. А в принципе качественный производитель у нас один – это Энгельсский завод электрического транспорта с моделью «Адмирал», – отметил вице-мэр Алексей Бубнов.
Планируется, что испытания могут начаться уже осенью этого года.
«Они нам предложили одну машину взять для тестирования. Может, месяц, может, два она будет возить наших горожан, чтобы мы изучили рынок. Есть еще заводы, которые делают троллейбусы. Все надо проверить, чтобы принять решение», – сказал Игорь Ощепков.
Чиновники рассчитывают, что на закупку будет выделено 1,3 миллиарда рублей.
Провода и деньги
У троллейбусов есть и свои критики: так, депутат гордумы Алексей Холодарев предлагает вместо сложных схем с концессиями на электротранспорт развивать автобусную сеть, привлекая частных подрядчиков и организуя выделенные полосы.
«К минусам этого вида транспорта можно отнести его абсолютную зависимость от проводов», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».
Но, по словам Игоря Ощепкова и вице-мэра Алексея Бубнова, некоторые современные модели например, тот же «Горожанин» не зависят полностью от электрических сетей, а имеют автономный ход.
Не видит проблем с эксплуатацией и Владимир Злоказов. Наоборот, он считает, что новые модели троллейбусов не будут ограничиваться конечными остановочными пунктами, что большое преимущество для жителей периферии.
«Троллейбусы с возможностью автономного хода актуальны как с точки зрения повышения надежности эксплуатации – если будет какой-то сбой энергоснабжения, то троллейбусы не встанут, так и с точки зрения обслуживания районов, расположенных дальше существующих троллейбусных конечных, например, Северный Химмаш, УНЦ, Cулимова», – заявил он.
При всех плюсах существенным минусом может стать высокая цена некоторых видов троллейбусов, например модели «Адмирал».
«Стоимость «Адмирала» – 27 миллионов рублей. И это при базовой комплектации. Он дороже, чем автобус», – сообщил Игорь Ощепков.
«Горожанин» стоит дешевле – 18,5 миллиона.
«В целом – сохранить»
Научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ «Высшая школа экономики» Александр Рыжков в разговоре с «ФедералПресс» сказал, что в Екатеринбурге хорошо развито трамвайное и троллейбусное движение.
«Самый простой транспорт с точки зрения управления – автобус. У него нет инфраструктуры, нет ограничений. У электротранспорта предпочтение тому, у которого более развитая сеть. В Екатеринбурге и троллейбус, и трамвай развиты, но трамвай занимает первое место, а у автобусов и троллейбусов – равный приоритет», – считает ученый.
При этом про троллейбус все равно не следует забывать, добавляет он.
«Троллейбус нужно продолжать поддерживать, если он целесообразен, если сети и маршрут адекватно спланированы. Где-то отказываться от линий, если это необходимо, может, где-то строить, но в целом сохранить. Возможно, убирая дублирование маршрутов автобусами», – уточнил Рыжков.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Инфографика: ФедералПресс / Татьяна Люптак