Традиционно ни одни выборы в России не обходятся без использования недобросовестных, а подчас и незаконных технологий. Участники кампаний порой от отчаяния прибегают даже к запрещенным приемам, пытаясь заработать лояльность и поддержку избирателей. Зачастую грязные способы применяются в регионах, и ПФО здесь, увы, не исключение. Эксперты рассказали «ФедералПресс», как чаще всего подкупают россиян на выборах.
Манипулятивные схемы работы с избирателями достаточно широко применялись в России в недавнем прошлом и частично, хотя уже не так часто, задействуются сейчас.
По мнению экспертов, подобные приемы используются тогда, когда существует реальная конкуренция, а избирательное законодательство достаточно лояльно к таким явлениям. При этом, как и любая технология, подобные вещи требуют затрат, в том числе финансовых.
Путаница в именах и удары по репутации
Из тех технологий, что по-прежнему в ходу, конечно, бросается в глаза технология «двойников» – ситуация, когда по одному округу выдвигаются два или более человек с одной фамилией. Об этом «ФедералПресс» рассказал политолог Николай Евдокимов. Это делается для того, чтобы запутать избирателя, который, как правило, не вникает глубоко в детали биографий кандидатов и их имена-отчества, говорит эксперт.
«В известной мере это же можно сказать о партиях-спойлерах, которые пытаются отнять голоса у более крупной политической силы. Например, на этих выборах у нас две коммунистические партии и две партии «зеленых», что, конечно, распыляет внимание голосующих граждан», – рассказал Евдокимов.
Наряду с этим сохраняются и более примитивные способы «черных технологий». Например, говорит собеседник издания, «компрометирующая поддержка», которая предполагает, что партию или кандидата поддерживает человек или группа, к которым в обществе сложилось негативное отношение (сексуальные меньшинства, преступники и т. д.).
Правда, порой такие технологии способны вызвать и обратный эффект, утверждают специалисты.
«В одной из кампаний, которую я вел, был случай, когда репутацию кандидата пытались уничтожить появлением билбордов – на них фавориту предвыборной гонки выражали поддержку местные криминальные авторитеты – дескать, кореш, мы с тобой. Оппоненты кандидата рассчитывали на то, что избиратели от него тотчас же отвернутся. Однако на деле оказалось иначе. В итоге такой прием лишь усилил позиции кандидата: многим избирателям, наоборот, пришлась по душе такая поддержка «авторитетов», – рассказал «ФедералПресс» технолог, пожелавший сохранить инкогнито.
«Карусели» и «наливайки»
Стоит признать, что схемы подкупа избирателей достаточно многообразны. В целом их можно разделить на две большие группы.
Первая группа– когда выстраивают сеть подкупа задолго до дня голосования, а часто и избирательной кампании, объясняет в разговоре с «ФедералПресс» политолог Александр Семенов. Как правило, говорит он, это делается под «крышей» какого-либо благотворительного фонда или общественной организации, которые начинают активно помогать определенным категориям избирателей продуктовыми наборами или небольшими выплатами. В этом случае важное значение имеет контроль явки такой сети на выборы и «правильность» голосования.
«Здесь методы контроля очень разнообразны: от имитации экзитпола, когда члены такой сети должны подойти к интервьюерам и, по сути, отчитаться и получить инструкции, где и как можно получить свой бонус. Вплоть до использования групп и чатов в мессенджерах, отслеживания геолокации», – рассказал Семенов.
По его словам, доказать существование таких сетей подкупа всегда очень непросто, а тем более пресечь такую деятельность. Семенов утверждает, что в нынешней кампании преобладают именно такие «долгосрочные» схемы.
Однако существует и вторая группа схем, когда подкуп происходит непосредственно в дни голосования. Как правило, объясняют эксперты, в этих случаях используют подкуп каких-то маргинальных или крайне нуждающихся групп населения. И здесь речь заходит о так называемых «каруселях», когда избиратель приносит организаторам схемы пустой бюллетень, те ставят там галочку за нужного кандидата, передают бюллетень другому избирателю, и он уже сбрасывает его в урну и возвращает организаторам чистый, выданный на участке для голосования. И так – по кругу.
«Естественно, за такие услуги избиратель получает денежное вознаграждение, которое может варьироваться от 500 до 1000 рублей, в зависимости от сложности округа и бюджета организаторов. Это, наверное, самая известная незаконная схема, но с каждым годом она встречается все реже», – рассказал «ФедералПресс» ведущий аналитик Института региональной экспертизы Марат Хамидуллин.
Еще один способ подкупа – организация так называемых «наливаек», когда к избирательным участкам приглашают людей неблагополучного социального статуса, злоупотребляющих алкоголем, и те взамен на подарок в виде спиртных напитков, которыми угощают недалеко от участка, голосуют за нужную кандидатуру, говорит Хамидуллин.
Приведи друга
Однако более распространенный способ подкупа – так называемые подвозы избирателей. Здесь, как правило, также люди неблагополучного социального статуса организованными группами подвозятся к избирательным участкам и голосуют за нужного кандидата.
Впрочем, существует и более сложный способ подкупа – это заключение так называемых агитационных договоров, когда человеку за то, что он приведет определенное количество сторонников, выплачивается вознаграждение за каждого, кто проголосует за кандидата. Таким образом, чем больше агитатор приведет людей, тем больше получит денег.
Недавно председатель Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что комиссия создала в данный момент все условия для того, чтобы выборы были абсолютно транспарентны. По мнению главы ЦИК, те нарушения, которые были возможны еще несколько лет назад, сейчас просто невозможны.
Фото: АГН Москва / Global Look Press / globallookpress.com
Госдума VIII созыва