Общество
  1. Общество
Общество
Москва
0

Умный транспорт в реализации: о тестировании Face Pay в московском метро

турникеты
Скоро в метро можно будет пройти благодаря тому, что нейросеть начнет узнавать вас в лицо

Умный городской транспорт стал одним из критериев «IQ городов» – индекса цифровизации городского хозяйства, который Минстрой ввел в 2020 году. Первое место в рейтинге занимает Москва, и это ожидаемо, так как многие технологии сначала тестируются и запускаются именно в столице. Например, не так давно Московский метрополитен начал набор тестировщиков системы Face Pay, которая будет распознавать лица пассажиров и позволит им таким образом оплачивать проезд. Тестировщики будут получать задания на электронную почту и должны регулярно проходить через турникеты с Face Pay. Сообщать о проблемах можно через приложение «Метро Москвы», в чат-бот или на электронную почту.

Как работает Face Pay

Технология будет работать так же, как Face ID в современных смартфонах: система запоминает биометрические данные и использует их для дальнейшего распознавания. Тестировщикам предлагают зарегистрироваться, оставив почту, указав модель своего смартфона и по желанию номер карты «Тройка». Обязательным условием также является неразглашение информации о ходе тестирования в СМИ и блогах.

В инструкции на сайте Московского метро указаны 6 шагов для использования нового способа бесконтактной оплаты:

  1. Посмотреть в камеру на турникете.
  2. Привязать банковскую карту для оплаты проезда (есть возможность использовать платежные системы Visa, MasterCard и «Мир»).
  3. После регистрации в программе тестирования на почту придет письмо со ссылкой, перейдя по которой можно установить тестовую версию мобильного приложения «Метро Москвы».
  4. В разделе Face Pay необходимо загрузить фотографию своего лица.
  5. Подойти к турникету, перед которым на полу будет черный круглый стикер.
  6. В течение 1–2 секунд откроется турникет, а деньги за проезд спишутся с привязанной банковской карты.

К сервису Face Pay подключены 14 линий и 241 станция метро. В таком масштабе эта система оплаты не используется больше нигде в мире. Если тестирование пройдет успешно, то оплату с помощью распознавания лиц запустят и на наземном транспорте.

Безопасность Face Pay

Технология распознавания лиц основана на нейросетях, которые распознают несколько контрольных точек на лице конкретного человека. Например, нейросеть измеряет расстояние между уголками глаз, крыльями носа, уголками губ и верхними точками скул и на основании этих измерений делает вывод, какой именно человек перед ней находится. Такую систему используют правоохранительные органы для распознавания людей на улице, а также банковские системы для усиления безопасности данных.

Есть более серьезные нейросети, которые задействуют десятки точек на лице и захватывают его с более высокой точностью. Так работают нейросети для замены лиц или в современных смартфонах с технологиями Face ID. Обмануть такие системы просто с «похожим» лицом сложно, они различают даже близнецов, так как опираются на цифры, а не на внешнюю схожесть. Например, система Face ID в современных iPhone считается одной из самых безопасных в плане защиты персональных данных, и ее можно спокойно использовать для оплаты.

С другой стороны, есть опасения, что технологии распознавания лиц уничтожат приватность и право на частную жизнь, поэтому нейросети сейчас пытаются обманывать иначе – не копировать лицо другого человека, а изменить собственное, чтобы система не могла найти человека в базе и распознать. Дело в том, что закон о персональных данных гарантирует сохранность и безопасность информации, полученной с согласия пользователя, но распознавание лиц еще с 2019 года возможно без согласия граждан.

«Умный транспорт» в регионах

Возможность оплатить проезд с помощью карты или чипа NFC в телефоне есть уже во многих регионах России. Например, в Калининградской области доля безналичной оплаты за год выросла в 1,5 раза, в Тверской области она уже составляет 67%, недавно возможность оплатить проезд с помощью банковской карты появилась в Батайске, Таганроге и Сальске.

Также во многих городах доступно отслеживание наземного транспорта в реальном времени. Пассажиры могут смотреть онлайн расписание прибытия автобусов, трамваев и троллейбусов или отслеживать их местоположение прямо на карте города.

В основном этим занимаются крупные компании, которые имеют доступ к данным GPS-трекеров, установленных в общественном транспорте – Яндекс.Карты или сервис 2ГИС от Сбера. Эти возможности входят в бизнес-экосистемы компаний, и кроме общественного транспорта дают доступ к сервисам такси и пешеходным маршрутам. О том, что такое экосистемы и как они устроены, можно прочитать в тексте из сюжета «Умная среда: инструкция по применению».

Фото: unsplash.com

Сюжет по этой теме
13 июля 2021, 17:34

Умная среда: инструкция по применению

Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости, Google News, а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс». Также присоединяйтесь к нам в соцсетях: мы есть в Telegram, Facebook, Instagram, ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments