Фраза «автомобиль – не роскошь» может уйти в прошлое. Динамика цен на машины удручающая: едва привыкнув к тому, что машина – лишь средство передвижения, россияне вновь начнут воспринимать авто как признак статуса и достатка. Переписывают ценники все – и автосалоны, и частники на вторичном рынке. Наиболее заметную динамику демонстрируют Сибирь и Дальний Восток. В чем причина – в материале «ФедералПресс».
Главное успеть
Андрей Шавелев в шутку называет себя удачливым инвестором. И июле этого года иркутянин решил приобрести новую машину. Старый японский универсал 2001 года выпуска он продал даже дороже, чем планировал. Добавил накопления, взял кредит. Суммы оказалось достаточно, чтобы приобрести в автосалоне кроссовер. Машина понравилась, однако приятные сюрпризы, как оказалось, не кончились. Когда подошло время менять в автосалоне масло, Андрей Шевелев понял, что не поторопился с покупкой.
«Пока машина на ТО была, ходил по салону, чтобы время убить. Смотрю, стоит один в один как у меня машина, но цена на 60 тысяч дороже. Я спросил у менеджера: когда подорожать успели? Он рассказал, что с июля это уже третья наценка. Я еще думал, что при покупке поторопился, надо было еще подкопить, чтобы кредита поменьше взять. Оказывается, если подсчитать, то и с кредитом мне выгодно получилось»,– делится подсчетами иркутянин.
В дилерском центре подтверждают: чуть ли не еженедельно из головного московского офиса приходят новые цены на автомобили. В среднем с начала года авто подорожали на 20 %. Это касается машин 2020–2021 года выпуска. Машины из непроданных модельных рядов 2019 года тоже подорожали, но не настолько. На салонный кроссовер без пробега, но 2019 года, наценка составила примерно 12–15 %. Дилеры объясняют это ростом цен на заводах-производителях.
Статус дороже денег?
Между тем сами автоконцерны жалуются на падение спроса и, как следствие, на перепроизводство. Флагманы автоиндустрии даже периодически вынуждены останавливать конвейер или переходить на сокращенную неделю. Например, в начале октября концерн «Фольксваген» остановил производство автомобилей на заводе в Калужской области. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, в сентябре этого года группа «Фольксваген» реализовала в России 16 тысяч автомобилей, падение в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года составило 28 %. В таких условиях достаточно нелогичным выглядит повышение цен.
По мнению шеф-редактора федерального автопортала Игоря Верхозина, не стоит подозревать топ-менеджеров автоконцернов в незнании основ рыночной экономики. По его мнению, наценка происходит не на заводах, а именно у дилеров.
«Уже сложились некие правила игры, когда на автомобили эконом-сегмента дилеры поверх розничной цены «накручивают» 150–300 тысяч рублей. На кроссоверы популярных марок от 300 до 700 тысяч. А на автомобили премиального сегмента от 1 миллиона до 3 миллионов рублей», – рассказывает журналист.
Такая накрутка не замедлила отразиться на продажах. В салонах отмечают: покупать стали меньше. Но это касается только машин эконом-класса. Средние ценовые категории потеряли покупателей не так значительно. А вот премиум-ниша компенсирует все потери от падения спроса. Например, флагман «Тойоты», люксовый внедорожник «Ленд Крузер 300», при рекомендованной цене в 7 миллионов вполне хорошо уходит из автосалонов за 12 миллионов. Накрутка в 5 миллионов не останавливает обеспеченных людей. Мало того, еще в очереди за машиной придется постоять. Сейчас в иркутских салонах спрос на «Ленд Крузер 300» выше, чем предложение.
Закат перекупов
Если рост цен на новые авто можно объяснить рыночными механизмами, то конъюнктура рынка подержанных авто логике не поддается. В Иркутске находится один из крупнейших рынков подержанных иномарок в Восточной Сибири. Ассортимент – 10–15-летние авто. В основном японские «праворульки». Рынок сложился в конце 90-х. А у тех, кто перевозит с Дальнего Востока машины на продажу, даже название появилось – перекупы. Иркутянин Леонид Н. – классический перекуп, на авторынке у мужчины стоит 18 машин. В основном «Тойоты» и «Ниссаны». С начала лета предприниматель уже в четвертый раз меняет ценники на своем товаре.
«Все дорожает. Растаможка подорожала, запчасти подорожали, утилизационной сбор подняли, ввозные пошлины подняли, теперь ввозишь иномарку из Японии – будь добр ЭРА-ГЛОНАСС поставить. А это опять же деньги. Плюс доллар подскочил», – жалуется предприниматель.
Какое отношение курс доллара или ЭРА-ГЛОНАСС имеют к иномаркам, которые уже минимум 10 лет катаются по российским дорогам, перекуп не объясняет. Некоторые экономисты находят этому объяснение, но оно лежит не в сфере экономики, а, скорее, в области психологии. Рынок подержанных машин уходит в прошлое. А желание зарабатывать по схеме: «купил – починил – продал» не исчезает. Вот и старается «старая гвардия» автоперекупщиков выжать максимум из своего умирающего бизнеса.
Фото: pxhere.com