Александр Ролик – один из ключевых приморских политиков. Бывший вице-губернатор, он уже пять лет руководит краевым Заксобранием. Ему удалось сохранить пост после непростых сентябрьских выборов – и потому сейчас фигура Ролика важна как никогда. Как экс-силовик добился такого положения и сможет ли он его удержать? Об этом – в материале спецпроекта «Кто есть кто в приморском парламенте».
Из госбезопасности – в политику
Карьера Александра Ролика, в общем-то, типична для чиновника путинской эпохи. Свою карьеру он начинал в силовых и правоохранительных структурах: десять лет в госбезопасности, десять лет в налоговой полиции – к началу «нулевых» он уже возглавлял приморское ведомство. В 2003-2010 годах Ролик руководил приморским Госнаркоконтролем, затем два года возглавлял краевое министерство юстиции. С этого поста уже состоявшийся силовик перешел во власть. В 2012 он стал заместителем губернатора Владимира Миклушевского – курировал внутреннюю политику. В 2016 году Ролик ушел в краевой парламент. Шаг оказался дальновидным. Он уберег политика и от «чисток» после Миклушевского, и от громких скандалов, связанных с приморскими протестами.
Последние пять лет Александр Ролик неизменно возглавляет Заксобрание, проработав уже при трех руководителях края. С самого начала политической карьеры Александра Ролика многие называют «ставленником центра». По некоторым оценкам, его включили в команду «варяга» Миклушевского для контроля за политической линией краевых властей. По другой версии, он являлся непосредственной креатурой экс-губернатора.
«Владимир Миклушевский совершенно не терпел критики. Бывший спикер Заксобрания Виктор Горчаков позволял себе несогласие, и потому спикером сделали Ролика. Как человек в погонах, он абсолютно лоялен к любому начальству. Для него поручение вышестоящего начальника – фактически приказ», – считает политолог Александр Андони.
Александр Ролик – абсолютно системный, лояльный и не очень медийный политик. Большинство жителей края о нем знает совсем немного – пожалуй, кроме жителей округов, от которых он избирался. Для политической карьеры такая незаметность может показаться почти фатальной. Однако в условиях политической турбулентности именно она помогла Ролику удержать позиции. Как отмечает политолог Ольга Кишаковская, спикер Заксобрания в течение предыдущего созыва не вмешивался в какие-либо крупные конфликты. Их, надо сказать, хватало, но политик благоразумно решил остаться «над схваткой». Рецепт оказался выигрышным – Ролик прошел в новый созыв, снова стал спикером, его даже называли одним из претендентов на пост сенатора.
Нейтральность политика (во всяком случае, декларируемую) отмечают даже его конкуренты. Например, глава приморских «эсеров» Алексей Козицкий открыто оценивает Ролика как опытного и беспристрастного модератора. На одном из недавних заседаний он заявил, что при усилении КПРФ, партии активной и оппозиционной, такая кандидатура наиболее подходит на роль спикера.
Борьба с «красной угрозой»
При этом нынешнее положение Александр Ролика едва ли можно назвать простым. Связано это, прежде всего, с последствиями выборов в Приморье. Фракция КПРФ увеличила присутствие в краевом парламенте до 14 человек, полностью победив во Владивостоке. Такое положение дел краевые власти рассматривают как угрозу: теперь при желании коммунисты могут сорвать кворум. Это делает превосходство «ЕР» в Заксобрании не таким абсолютным. В итоге всю осень краевому парламенту создают трудности – урезают расходы, организовывают переезд... Финальным штрихом должен стать закон, снижающий планку кворума с двух третей до половины депутатов. Пока он существует лишь в стадии законопроекта. Если он пройдет, это грозит стать фатальным не только для коммунистов. Инициатива поставит крест на престиже краевого парламента – который действительно превратится в «не место для дискуссий».
«С точки зрения избирателя шаг действительно очень серьезный. Каждый депутат представляет определенную часть жителей края. Если важное решение принимают в обход депутата – значит, его принимают в обход простых людей. По сути, снижение планки кворума нанесет удар по статусу Заксобрания. Но с точки зрения краевых властей – это шаг, который позволит принимать какие-то нужные решения, несмотря ни на что», – полагает Александр Андони.
Политолог Павел Наливайко отмечает, что главенствующую роль в происходящем сейчас играет внутриполитический блок приморского правительства.
«Даже персону председателя Александра Ролика здесь не стоит рассматривать как отдельного игрока. Важно понимать, что это проверка для отделения приморских коммунистов на системность. Если они смогут договориться, историю с кворумом смогут решить мирно», – считает он.
По его мнению, это не системное давление, а лишь попытка торга. Все происходящее – равно как и политическая конфигурация в парламенте – согласовывалось при доминирующем участии региональных властей.
«Внутриполитический блок и губернатор пытаются выстроить систему сдержек и противовесов. Коммунисты получили определенное преимущество, система видит в этом угрозу. Сейчас будут устраивать расторговку. История с тем же кворумом – это лишь ее часть», – полагает он.
Как отмечает Александр Андони, если КПРФ не пойдет на компромисс, последствия станут довольно непредсказуемыми. Очевидно, самый негативный сценарий – фактический крах парламентаризма в Приморье. Пожалуй, для лояльных политиков ничего действительно страшного не произойдет (к ним относится и Александр Ролик). Более того, председатель Заксобрания охотно продавливает волю краевых властей – и потому остается очень удобной фигурой. Однако политический ущерб при таком варианте станет критичным: в конце концов, крах института чаще всего связывают с его текущим руководителем. Поэтому, обеспечив власти победу над КПРФ в парламенте, Ролик может потерять политические очки.
Фото: zspk.gov.ru
Кто есть кто в региональных заксобраниях. Досье