В Свердловской области 18 человек насмерть отравились метанолом: по версии следствия, причиной стало употребление поддельного алкоголя. По уголовному делу задержаны два торговца, работающие на рынке. Но это лишь мелкие игроки огромного рынка контрафакта. Кто пьет поддельную водку, зачем люди рискуют жизнью ради спиртного и почему от покупки «паленки» не застрахован абсолютно никто – в материале «ФедералПресс».
«Отравившись, через месяц будут пить то же самое»
В основном бутлегеры торгуют поддельной водкой, которая всегда пользуется спросом у их клиентуры. Хотя столь же охотно нелегальные производители выпускают контрафактные ром, виски, коньяк, ликеры и другие напитки. Их покупатели вовсе не являются поголовно люмпенами и представителями социального дна. Среди них есть множество рядовых обывателей, которые не страдают от алкоголизма, не имеют проблем с законом, работают и содержат семьи.
«На теневом рынке России бутылка водки 0,5 литра стоит примерно 100 рублей против 243 рублей минимально допустимой официальной цены. То есть почти в 2,5 раза дешевле. В 2016 году в Иркутской области 150 человек отравились метанолом, 75 из них скончались. Но никто не прекращал пить суррогаты после этого. Думаете, сейчас там пьют «Белугу»? Нет. Эти же люди в этих же селах, отравившись сейчас, через месяц будут пить то же самое», – заявляет глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.
Он подчеркивает, что контрафактные напитки пьют в основном не маргиналы, а бюджетники с небольшими зарплатами, пенсионеры и студенты. Причинами популярности «паленки» Дробиз считает высокие цены на легальное спиртное и бедность части населения. По его словам, потребители спиртного четко разделены на два лагеря: тех, кто пьет только легальные напитки из магазинов, и тех, кто покупает выпивку только у бутлегеров.
«На пособие по безработице рядовой американец может купить 400 бутылок крепкого алкоголя. В Германии на это же пособие можно купить 250 бутылок крепкого алкоголя, а вино там вообще почти бесплатное – по 1,5 евро за бутылку. А у нас на минимальную зарплату, даже не на пособие, можно купить сегодня 50 бутылок водки», – говорит директор «ЦИФРРЫ».
За год в России выпивается около 650 миллионов литров различных суррогатов алкоголя. Но в большей части этих напитков нет метанола – древесный спирт попадает в контрафакт случайно, из-за ошибок нелегальных дельцов и отсутствия государственного регулирования.
До начала прошлого десятилетия «паленые» спиртные напитки в основном производились на тех же заводах, которые создают вполне легальную спиртную продукцию. Однако по мере усиления роли ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы) на рынке алкоголя, особенно в рознице, ситуация поменялась. Сегодня подавляющее большинство поддельных напитков изготавливается в кустарных условиях.
«Сейчас все подделки вообще вышли из-под любого контроля. Эта проблема не имеет решения. Пока минимальная зарплата в России и пособие по безработице будут меньше 100–130 бутылок легальной водки, а это 25–27 тысяч рублей сегодня, люди будут травиться нелегальным алкоголем. А это не какие-то отщепенцы, а нормальные люди. Не алкоголики и не бомжи. Просто бедные», – уверен Дробиз.
«Есть места, куда легальную водку вообще не возят – отдаленные селения, где магазинам тяжело соблюдать условия и платить сборы. В Оренбуржье контрафакт продали в садовом магазине, а легальный туда возить бессмысленно – никто не будет его покупать. Каналы поставки подпольного алкоголя действуют давно, они начали образовываться еще во времена Горбачева», – подтверждает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
«Подделка может пройти любое сканирование»
При этом более обеспеченные россияне, приближенные к понятию «средний класс», также пользуются услугами подпольщиков. Но они стараются уже покупать не просто водку в больших объемах, а более статусный алкоголь. Обыватели просто пытаются обойти магазинные наценки на спиртное, пытаясь купить текилу, виски или хороший коньяк по оптовой цене. Особенно если речь идет о больших группах людей, которые закупаются целыми партиями выпивки.
Специально для удовлетворения такого спроса нелегалы наладили сбор и «рециркуляцию» тары из-под элитных напитков. Пустые бутылки из-под брендовых марок спиртного собираются, моются и заполняются суррогатами. А для более тщательной маскировки в их обновленное содержимое добавляются различные пищевые ароматизаторы, красители и подсластители. Так, подделка по виду становится неотличимой от оригинала, а ее вкусовые качества стараются приблизить к настоящим.
«На «Авито» можно найти объявления о продаже пустых бутылок, некоторые идут даже с подарочным коробом. То есть это оригинальные бутылки, с настоящими марками ЕГАИС, они действительно были сделаны на заводе и прошли контроль. Потом выпиты и выброшены, а бутлегеры заполняют их непонятно чем. И такая подделка может пройти любое сканирование, от ее покупки не застрахован никто», – подчеркивает Павел Шапкин.
Такой контрафакт продается в интернете под видом «оптовой цены» или через бары, рестораны и ночные клубы. Его могут сбыть нечистым на руку барменам, которые продают клиенту дорогой напиток, а разливают уже замаскированный суррогат. Такое может происходить даже в самых дорогих ресторанах, несмотря на все меры контроля со стороны владельцев и руководства. Если бармен, его помощник или официант захотят обмануть посетителя и «заработать» на заказанном им Hennessy, то остановить их будет очень сложно.
«Единственный выход – проводить экспресс-тесты прямо перед распитием или заказывать маленькие бутылки, которые открывают прямо при вас. Потому что их подделывать нет смысла. Проблема исключительно в деньгах. Нелегалы хотят заработать, а не сесть по тяжкой статье, поэтому метанол в контрафакт попадает случайно», – считает эксперт.
«У них все давно отработано»
Как правило, производители суррогата закупают спирт на полулегальных или нелегальных рынках под завуалированными названиями: антисептик, спирт технический, жидкость для обезжиривания и так далее. Также у бутлегеров налажен доступ к новой таре, которая изготавливается специально для них. Глава проекта «Народный контроль» по Свердловской области Дмитрий Чукреев заявил, что полиции удавалось накрывать такие цеха в Екатеринбурге.
«У них все давно отработано, они заказывают уже готовые бутылки со всеми этикетками, пробками и отметками. На Сортировке у нас такие производства находили. Спирт такие торговцы тоже заказывают нелегально под разными названиями», – говорит общественник.
На Среднем Урале бутылка поддельной водки стоит 150 рублей – по словам Чукреева, такую цену установили крупнейшие игроки, представители азербайджанских кланов Гамбаровых и Джавадовых. В целом рынок подпольной торговли спиртным контролируют в основном выходцы из ближнего зарубежья, уверяет общественник. Судя по всему, это не секрет для правоохранительных органов: на данный момент по делу о массовом отравлении задержаны уроженцы Грузии Надир Мамедов и Армен Аветисян.
Фото: photothek/ Thomas Trutschel via / www.imago-images.de / globallookpress.com