Союз предприятий газомоторной отрасли (СПГО) планирует обратиться к правительству с просьбой отсрочить введение акциза на сжиженные углеводородные газы (пропан-бутановая смесь). Об этом рассказал в ходе дискуссии, проходившей в рамках форума «Транспорт на газомоторном топливе», исполнительный директор Союза Артем Данилов.
«В ближайший месяц мы объявим сбор подписей под обращением к правительству с призывом перенести срок введения акциза на пропан хотя бы на один год. Мы понимаем, что в силу государственного вектора на нефтехимию отменить этот акциз скорее всего не удастся, но перенос сроков его введения даст нам возможность чуть-чуть вздохнуть в тяжелейшей ситуации, в которую мы попали», – заявил Данилов.
По словам главы СПГО, стремительный рост цен на СУГ (более чем в два раза с начала года) сделал непривлекательным переоборудование автомобилей под газомоторное топливо. Если в 2017 году стоимость пропан-бутановой смеси составляла 50–60 % от цены бензина АИ-92, то в последнее время она находится на уровне 70 %, что, с учетом более высокого расхода, делает переход СУГ в качестве моторного топлива невыгодным.
Как отметил эксперт Российского энергетического агентства Минэнерго РФ Алексей Трибунский, ориентиром и верхней границей цены СУГ должна быть половина от цены дизельного топлива. Сейчас же стоимость пропан-бутана на заправках, например, Московского региона составляет около 33 рублей за литр, в то время как дизтопливо стоит в среднем около 50 рублей за литр.
«У нас есть государственная программа поддержки использования метана в качестве газомоторного топлива. В отношении СУГ такой программы нет и перспективы ее возникновения не видно. Поэтому нет и перспектив на увеличение спреда между ценами на СУГ и другие виды топлива», – говорит Трибунский. Также, по его словам, пока не приходится говорить о переломе повышательной тенденции на рынке СУГ.
Страдают в этой ситуации не только производители и установщики оборудования, но и владельцы газовых заправок. По словам представителей отрасли, принявших участие в обсуждении, в течение последних двух кварталов они стабильно терпят убытки.
С Нового года ситуация может еще ухудшиться. В связи с поставленной государством задачей по развитию нефтехимической отрасли объемы использования СУГ в качестве промышленного сырья должны вырасти в 2,6 раза к 2030 году. Инвестиции составят более 1 трлн рублей.
«Для их привлечения государство устанавливает наилучший правовой режим, в том числе налоговый, и часть этих решений мы начинаем чувствовать на себе уже сейчас», – говорит Артем Данилов. С 1 января 2022 года вводится акциз на СУГ в размере 4,5 тыс. рублей за тонну. В результате, по расчетам СПГО, литр пропана с 1 января 2022 года подорожает на 2,5 рубля.
Напомним, что СУГ используются не только как газомоторное топливо, но и в качестве бытового баллонного газа в негазифицированных регионах России. Таких территорий до сих пор немало. Например, накануне в Совете Федерации констатировали, что, хотя в среднем по стране уровень газификации составляет 71 %, ряд областей не дотягивают даже до 20 %.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Коптев