После того, как цена газа на заправках перевалила за 30 рублей за литр, многие из тех, кто уже перевел свой автомобиль на газомоторное топливо или только собирался это сделать, задумались – а стоит ли овчинка выделки. «ФедералПресс» решил задать этот вопрос экспертам газомоторной отрасли.
Если коротко, суть ответов можно свести к трем тезисам.
• Переводить стоит. Но только при пробегах машины более 30 тыс. км в год;
• Газомоторное топливо (ГМТ) бывает двух видов – сжиженный или компримированный природный газ (СПГ/КПГ, метан) и сжиженные углеводородные газы (СУГ, пропан-бутан). Учитывая бОльшую стоимость переоборудования на метан, можно говорить об актуальности годового пробега в 40-45 тыс. км в год.
• Подорожание СУГ, случившееся летом 2021 года, увеличило срок окупаемости оборудования, в среднем составлявший два года. Но это временно, пока разница в цене между бензином и газом не вернется к своему нормальному значению (40 – 50 %, сейчас – около 30 %.
Цена вопроса
Стоимость переоборудования транспортного средства под ГМТ сильно зависит не только от вида топлива, но и от размера машины, рассказал «ФедералПресс» исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Артем Данилов. Переделать обычную легковушку с четырехцилиндровым двигателем обойдется владельцу в 36 650 – 176 650 рублей (цена здесь и дальше указана с учетом затрат на само оборудование, его установку, регистрацию в ГИБДД и оплату госпошлины).
В такую же сумму выльется переоборудование под газ легкого грузовика-полуторки.
Еще от 3,3 тыс. до 5 тыс. рублей придется потратить на техобслуживание – автомобили с газобаллонным оборудованием должны проходить его чаще, чем бензиновые.
Цена установки газобаллонного оборудования на пассажирский автобус стартует уже от 52 650 рублей. Верхний предел – те же 176 650 рублей.
Дороже всего обойдется переоборудования грузового автотранспорта. Например, переделка под ГМТ дизельного тягача будет стоить владельцу от 358 650 до 578 650 рублей. А за техобслуживание придется выложить уже почти 10 тыс. рублей в год.
Примечательно, что переделать условный КамАЗ под СУГ невозможно – придется ограничить выбор сжатым или сжиженным метаном. А минимальный пробег, который сделает этот выбор оправданным, составляет уже 100 тыс. км в год, что, впрочем, для магистрального тягача довольно скромный показатель. Также сейчас имеет смысл для таких переделок переоборудование камаз с евро 5 на евро 2.
Государственный интерес
Для выбора метана в качестве будущего топлива для своей машины есть две веские причины – и не только у владельцев тягачей. Первая – относительная дешевизна самого топлива. «Сегодня средняя цена на метан в России составляет около 20 рублей за кубометр, при этом кубометр метана эквивалентен по расходу литру бензина», – объясняет генеральный директор ООО «Газпром Газомоторное топливо» Тимур Соин. Вторая – государственные субсидии на установку газобаллонного оборудования на сжатом природном газе. На это и на субсидирование производства газомоторной техники в заводском исполнении до 2024 года государство выделяет свыше 15 млрд рублей, говорит Соин.
Сейчас участниками программы являются 28 регионов, в ближайшее время список может быть расширен – соответствующее предложение Минэнерго зарегистрировано на сайте regulation.gov.ru. Как пояснили в ведомстве, пока окончательного решения о том, какие субъекты Федерации могут войти в обновленный перечень, нет.
По словам Тимура Соина, к концу 2024 года государство поставило цель довести объем годового потребления метанового топлива до 2,72 млрд. кубометров, а количество газовых заправок – до 1273. «Газпром ГМТ» до конца 2022 года планирует построить более 130 новых АГЗС, вложив в это порядка 20 млрд рублей.
Так называемая «чистая энергия» в обозримом будущем вряд ли сможет составить конкуренцию традиционным двигателям внутреннего сгорания.
«Есть ниши транспорта, где электричеству делать нечего еще долго. Например, это магистральные перевозки: один грузовик с криобаком сжиженного метана может ехать сам и вести груз почти 1,5 тыс. км на одной заправке. Дешево, экологично, безопасно. Плюс для России с нашими холодами и температурными скачками «через ноль» наиболее выгодное решение для электромобилей – не аккумуляторы, а топливные элементы, которые преобразуют водород или метан в электричество с хорошим КПД. При этом водород опасен и склонен к самовоспламенению, системы его безопасного хранения очень дороги и даже лучшие не дают 100 % гарантии», – говорит Артем Данилов из СПГО.
РИА «ФедералПресс»: лучшее за год