Федеральные ведомства не могут прийти к согласию по вопросу о мерах, необходимых для нормального функционирования рынка газобаллонного оборудования в России. Письмо с призывом срочно вмешаться в ситуацию Союз предприятий газомоторной отрасли (СПГО) направил в правительство еще месяц назад. Официального ответа на обращение пока нет, однако уже сейчас понятно, что быстро исправить положение не получится. Нет уверенности и в том, что правительству удастся стабилизировать обстановку на рынке сжиженного углеводородного газа. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Правительство рассмотрело предложения СПГО, однако пока не пришло к единому мнению по данному вопросу, рассказал «ФедералПресс» источник в одном из профильных ведомств. В принципе все за, но нет центра принятия решений, готового выработать окончательную позицию, уточнил он. «Новак (вице-премьер Александр Новак. – Прим. ред.) вопросами газомоторного топлива на занимается принципиально, минэнерго самоустранилось, остальные [федеральные ведомства] рассматривают вопрос «в пределах установленной компетенции», – посетовал собеседник «ФедералПресс».
Незваный ГОСТ
Напомним, что речь о предложениях, изложенных в письме, которое Союз предприятий газомоторной отрасли направил в правительство 6 августа. В документе (есть в распоряжении редакции) бизнесмены жаловались на бедственное положение, сложившееся после вступления в силу ГОСТ 33670-2015. Он требует, чтобы установленное газобаллонное оборудование прошло сертификацию в одной из аккредитованных испытательных лабораторий (АИЛ), которых на всю страну насчитывается всего 25 штук.
Следствием стало десятикратное сокращение числа новых установок ГБО. Для исправления ситуации СПГО предлагал приостановить действие стандарта и выделить из средств программы развития газомоторного топлива средства на строительство АИЛ в каждом субъекте Федерации.
То, что вопрос завис, подтвердил в разговоре с «ФедералПресс» исполнительный директор СПГО Артем Данилов.
«Обращение СПГО было рассмотрено в аппарате правительства и перенаправлено для проработки в шесть профильных ведомств – это Минэкономразвития, Минпромторг, МВД и другие. К сожалению, нам опять пришлось столкнуться с тем, на что мы и жаловались – несогласованность ведомств, отсутствие нормальных механизмов по выработке единой позиции. Несмотря на то, что ведомства по отдельности в целом к предложениям СПГО отнеслись очень положительно, чуда ждать не приходится. Двери правительства пока для газомоторного рынка закрыты. Нам еще долго нужно в них стучаться», – говорит Данилов.
По его словам, кризис в отрасли продолжает набирать обороты: прекращаются инвестпроекты, закрываются пункты переоборудования по всей стране, уходят квалифицированные кадры.
«Мы видим, как из-за позиции властей рушится то, что нами создавалось десять лет. Планируем после выборов усилить общественно-политическое воздействие, провести «круглые столы» и слушания в новой Государственной думе, активно общаться с политическими силами», – рассказал руководитель Союза.
Ситуация уСУГубляется
Еще одна проблема, на которую указывалось в письме, – стремительный рост цены сжиженных углеводородных газов (СУГ), которые используют в качестве топлива около 70 % всего газифицированного транспорта РФ. С января по август она выросла более чем вдвое, на пике, достигнутом 12 августа, цена превышала 52 тыс. рублей за тонну. На прошлой неделе замглавы службы Виталий Королев заявил, что Федеральная антимонопольная служба в настоящее время работает над мерами по стабилизации ситуации.
В то же время в ответе ФАС одному из участников рынка (документ имеется в редакции) признается, что служба располагает ограниченным количеством инструментов для воздействия на рынок СУГ. «Законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на сжиженные углеводородные газы. Цены формируются на рыночной основе… Рынки розничной торговли СУГ являются конкурентными с большим количеством участников, в том числе вертикально-интегрированными нефтяными компаниями», – говорится в письме.
Службой «направлены предложения в правительство по стабилизации ценовой ситуации, прорабатываются меры по совершенствованию биржевой торговли, позволяющие снизить волатильность биржевых цен». На момент сдачи материала в ФАС не ответили на запрос, какие именно меры могут быть приняты. Ранее сообщалось, что Минэнерго договорилось с производителями о перенаправлении экспортных потоков СУГ на внутренний рынок.
Основным фактором роста цены стало снижение предложения в результате аварии на Уренгойском заводе подготовки конденсата, лишившей сырья Сургутский ЗСК. Оба этих завода покрывали порядка 14 % внутреннего спроса, указывает руководитель проектов ООО «ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая.
По оперативным данным ЦДУ ТЭК, переработка сырья на Сургутском ЗСК возобновилась 30 августа. «Восстановление производства будет способствовать снижению напряжения на рынке, поэтому вряд ли потребуется принимать какие-либо дополнительные меры по его стабилизации», – полагает Лишневецкая.
Уже в начале сентября рост биржевых котировок на СУГ в РФ остановился.
В качестве работающего инструмента на рынке СУГ применяются экспортные пошлины, которые выравнивают экономическое стимулирование, если активный внешний спрос грозит создать дефицит на внутреннем рынке, напоминает главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов компании «Петролеум Трейдинг» Андрей Дьяченко. В августе пошлина выросла с $ 9 до почти $ 70. Это существенное изменение. Если же по каким-то причинам его окажется недостаточно, придется принимать более жесткие меры.
«Необходимо понимать, что значимо нарастить объемы производства не получится. Сокращение экспортных объемов в стабильной ситуации влияния на мировой рынок не оказало бы. Но в негативном сценарии, когда рост цен не останавливается, любая информация о сокращении или прекращении экспорта из РФ подтолкнет котировки еще выше. Сейчас базовый сценарий предполагает постепенное снижение активного спроса – во-первых, котировки в долларах достигли максимумов с 2015 года, во-вторых, деловая активность начала демонстрировать замедление. Но если случатся еще какие-нибудь аварии или погодно-климатический фактор внесет неожиданные коррективы, рост цен продолжится. И, к сожалению, реально что-то с этим сделать не получится, пока объем предложения не сможет удовлетворить весь спрос», – говорит эксперт.
Фото: Axel Heimken /dpa / globallokpress.com