История жительницы Омска Светланы Черновой прогремела на всю Россию. Тридцать пять лет женщина прожила в железной бочке, куда она поселилась вместе с другими рабочими местного военного завода. Долгие годы ей обещали предоставить жилье, но эти планы рухнули вместе с Советским Союзом. Однако теперь на помощь женщине пришли блогеры и купили ей квартиру. О том, как выжить в бочке и не пасть духом, – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».
Оставили на выживание
В середине октября судьбой женщины из бочки Светланы Черновой заинтересовался следственный комитет РФ. Его председатель Александр Бастрыкин потребовал разобраться в ситуации. Местные чиновники предложили Черновой переехать в Нежинский геронтологический центр или помочь в трудоустройстве на одном из муниципальных предприятий, после чего ей выделили бы жилье. Неизвестно, чем закончилась бы история пенсионерки из бочки, но к решению проблемы подключились блогеры. Москвичка Елена Тришина, узнав о тяжелой жизненной ситуации женщины, объявила в интернете сбор средств. В максимально короткие сроки удалось собрать деньги на однокомнатную квартиру в новостройке с хорошим ремонтом и обставить ее мебелью. Сейчас пенсионерка обживается на новом месте. В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» женщина рассказала о своей семье и планах на будущее.
Светлана Васильевна, вы родом из Омска?
— Я раньше в Свердловске жила, в женском общежитии по Сибирскому проспекту. Работала в СМУ штукатуром и занималась лыжами. Прошла весь Урал, участвовала в соревнованиях. В Омске у меня жили две подруги, я к ним приехала в отпуск, и они меня уговорили переехать. Они замуж через пару лет вышли и разъехались, а я здесь так и осталась. Выучилась на крановщика и трудоустроилась в ЖБИ-2, а оттуда – на военно-строительный завод.
Как так получилось, что с 1986 года вы живете в бочке, много лет стояли в очереди на жилье, и находитесь по-прежнему на 11 221-м месте? Что вам отвечали в департаменте жилищного хозяйства?
— Мы переселялись от завода, а директор умер, и предприятие стало разрушаться. После я встала на городскую очередь, а она сдвигалась назад. Так 35 лет здесь и прожила. Видишь, я одна обивала пороги и, вероятно, поэтому со мной не считались. Если бы мужик был, то он бы быстрее решал вопросы, а так приходишь к ним – и одни отговорки. В итоге потом и свет отключили, воду и газ. На выживание оставили.
Расскажите о жизни в бочке. Если в летнее время жизнь в бункере еще можно представить, то как обстояли дела зимой, особенно в морозы?
— В летнее время здесь, как в бане, потом обливаешься, а зимой, вообще, дубак. Мои соседи с детьми были, и как они уживались – не представляю. Они давно съехали. По инстанциям не ходили, по родственникам разбежались. У меня никого нет. Черныш (собака Светланы Черновой. – Прим. ред.) как разойдется, так в него палки и камни летят.
Что было самое сложное в жизни в бочке?
— Выжить. Человеческий облик не потерять.
А что сдерживало и помогало остаться человеком?
— Нас отец воспитывал в спартанских условиях, не давал ныть. На корню пресекал. Я же из многодетной семьи: от родного отца нас шестеро, а потом мама снова вышла замуж и еще двоих родила. Сейчас два брата умерли, мать умерла. Остальные в разных местах живут. Я их не обременяла своими проблемами, они даже не знали, в каких я условиях живу. Как могла, выкарабкивалась.
Мне предложили жилье, но я отказалась
Почему переселение затянулось на такой длительный срок? Предлагались ли вам варианты переезда в более комфортабельное жилье?
— Мы должны были переселиться десять лет назад в многоквартирный дом у аэропорта. Я ушла как-то, а комиссия пришла и у соседей моих давай спрашивать, как им здесь живется. Те пьяные были и сказали, что их все устраивает. Я потом пыталась доказать свое право на переселение, да все без толку. Я им такое, своим соседям, устроила! Долго отпирались. Признались, только когда свет отключили.
Насколько нам известно, в администрации города предложили вам переехать в муниципальное жилье по коммерческому найму. Почему отказались?
— Мне предлагали переехать в дом престарелых, и наша Кировская администрация предложила мне устроиться в служебное помещение. Потом вызвали в прокуратуру и сказали, если откажут в переселении, то надзорные органы на чиновников в суд подадут. Так представляешь, на другой день позвонили из администрации и предложили переехать в муниципальное жилье по коммерческому найму, но я отказалась. Жилье находится в поселке Красный Яр (поселение в 50 километрах от Омска. – Прим. ред.). Квартира там разбитая и требует капитального ремонта.
Услышав про квартиру – подумала, чей-то розыгрыш
Как с вами связалась Елена Тришина, и не показалось ли вам сначала, что это чей-то розыгрыш?
— Блогеры узнали о моей судьбе из телевидения и приехали ко мне. Они удивились, когда поняли, в каких условиях я живу. Когда я их увидела и услышала, что мне помогут, то не поверила. Даже сейчас я среди ночи просыпаюсь и не верю. Я тут и помирать собиралась. Большое им спасибо.
Сколько времени прошло после первого разговора с Еленой, и как быстро начались реальные изменения в вашей жизни?
— Они за несколько дней все решили. На прошлой неделе они ко мне приехали, в пятницу документы оформили и в субботу уехали. Я до последнего не была в квартире. Это квартира в новостройках на Московке. Я двое суток там уже живу. Мне ванная понравилась.
Будете ли поддерживать отношения с Еленой и другими блогерами, которые вам помогли, уже после новоселья?
– Конечно. Она мне столько добра сделала, отсюда простывшей уехала. Интересно, как там ее здоровье? У нее очень много подписчиков, и мне помогали люди даже из-за границы, а также из Москвы, Новосибирска и других городов. Завтра должны приехать, помочь с техникой разобраться.
На новом месте
Как обживаетесь на новом месте и что забрали с собой из бочки?
— Буду иконы забирать, обувь. А там у меня все есть. Как раз сегодня покупали технику: микроволновку, мультиварку, пылесос. Завтра привезут. Смартфон мне купили. Сейчас пойду оформлять.
Познакомились ли уже с соседями? Они знакомы с вашей историей?
— Пока нет. Я в магазин выходила, когда темно уже было. Привыкнуть не могу к своему счастью. Время будет. Все успею. Соседи предложили оставить мне Черныша, хотя первое время его терпеть не могли. Кота буду забирать, как раз рядом с квартирой ветеринарка – свожу, прививки поставлю. У меня был еще другой кот – Рыжий, но сейчас его нет уже. Белого, кстати, Рыжий нашел, и я его забрала тоже.
Светлана Васильевна, а теперь какие планы?
— Ну ты даешь, я вторую половину заводить не собираюсь. Обживаться буду, в церковь пойду. Остальное все есть.
Что могли бы сказать людям, которые, как и вы, оказались в сложной жизненной ситуации?
– Не опускать руки. Не зря пословица гласит: выталкивают в дверь, а ты в окно лезь.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Сумина
Лучшие интервью за 2021 год