На заседании краевого правительства рассказали, какие маршруты наземного метро хотят запустить в Пермской агломерации. Министр транспорта Прикамья Андрей Алякринский представил проект «Компактный город», который предусматривает открытие кольцевого маршрута в Перми (до 2025 года) и четырех радиальных направлений (в 2025–2030 годы). Ближайшими планами Свердловской железной дороги по развитию пассажирских перевозок в Перми, ее пригородах и территориях-спутниках поделился начальник Иван Колесников. «ФедералПресс» рассказывает, куда в Пермской агломерации можно будет с ветерком добраться на «Ласточках». Если, конечно, задуманные планы и проекты воплотят в жизнь.
По модели Москвы
Как сообщил 2 ноября Иван Колесников, сегодня железнодорожный каркас в Пермской агломерации сформирован так, что может использоваться для организации внутригородских и пригородных перевозок по модели наземного метро.
«Для нас хорошим примером стали решения, реализованные в Москве. Они предполагают организацию кольцевого и радиальных маршрутов. Реализовав наш проект, мы можем получить на выходе модель, схожую с обслуживанием в метро», – рассказал руководитель СвЖД.
По его словам, чтобы приблизить пассажирские перевозки по железной дороге к метро, нужно учитывать несколько ключевых параметров. Среди них – время в пути, четкость и конкретность маршрутов для каждого пассажира, тактовость и объемность, применение такого же тарифа, как в общественном транспорте.
«Текущие возможности и проводимые реконструкции (железнодорожной инфраструктуры – Прим.) позволяют нам рассчитывать на сокращение времени поездок. Также мы готовы обеспечить и другие важные параметры. Мы понимаем, что бессмысленно рассчитывать на то, чтобы стать еще одним видом внутригородского транспорта, если не сможем обеспечить хотя бы пятой части объема пассажирских перевозок в Перми», – отметил Колесников.
Потенциальный объем пассажиропотока на городских электричках при реализации проекта оценивается примерно в 20 тысяч человек. В качестве подвижного состава планируется использовать «Ласточки». На начальном этапе в СвЖД готовы запустить четыре железнодорожных маршрута на территории Пермской агломерации. Три из них пока носят рабочее название «Пермские диаметры».
«Для нашего наземного метро собираемся выбрать названия маршрутов с учетом истории и культуры Прикамья, чтобы они были узнаваемы и понятны для жителей и гостей города. По аналогии с Москвой, где у каждого маршрута есть свое название», – пояснил руководитель компании.
![]()
Пермское центральное кольцо
Протяженность – 47 км. Тактовость – 64 рейса в сутки. Время в пути – 1 час.
Предполагается, что Пермское центральное кольцо, которое свяжет левый и правый берег Перми, станет базовым маршрутом для наземного метро.
«Планируем, что на этом кольце будет организовано одновременное курсирование четырех поездов в разных направлениях. Они обеспечат тактовость движения на каждом остановочном пункте в пределах 30 минут в обоих направлениях. Предполагается, что это будет 16 пар поездов в сутки», – сообщил Иван Колесников.
Он добавил, что сейчас идет работа над сокращением времени маршрута. Пока опытные поездки укладываются в 1 час 5 минут.
«Наша задача – чтобы время в пути составляло 60 минут», – сообщил начальник СвЖД.
![]()
Пермский диаметр 1 «Краснокамск – Голованово»
Протяженность – 61 км. Тактовость – 44 рейса в сутки. Время в пути – 1 час 30 минут.
В перспективе маршрут может быть продлен до станции Ляды.
«На сегодня максимальное время маршрута в пути составляет полтора часа. Но последние наши опытные поездки показали, что мы можем сократить его до 1 часа 16 минут. В пике на участке Краснокамск – Пермь интервал составит 40 минут, на участке Пермь – Левшино – 14 минут», – уточнил Иван Колесников.
![]()
Пермский диаметр 2 «Оверята – Ферма»
Протяженность – 43 км. Тактовость – 4,5 рейса в сутки. Время в пути – 1 час.
«На этом направлении будут работать «Ласточки», которые простаивают между двумя парами направления «Верещагино – Пермь II». На сегодня мы предполагаем, что это будет порядка 4,5 поездов в сутки», – отметил Иван Колесников.
Предполагается, что на участке Пермь II – Оверята интервал между электропоездами составит 50 минут (40 минут в часы пик), на направлении Пермь II – Ферма –80 минут (60 минут).
![]()
Пермский диаметр 3 «Ферма – Левшино»
Протяженность – 39 км. Тактовость – 3,5 рейса в сутки. Время в пути – 1 час 24 минуты.
«Здесь также говорим, что на кунгурском направлении интервал между электричками в часы-пик будет 60 минут, а на направлении Пермь II – Левшино – 14 минут», – пояснил Иван Колесников.
![]()
«Ласточки» полетят в Чусовой?
На заседании краевого правительства 2 ноября начальник СвЖД заявил, что железнодорожники в состоянии реализовать представленную схему маршрутов к началу 2022 года, используя для этого имеющийся подвижной состав. Он добавил, что центральный аппарат «РЖД» одобрил выделение Пермскому краю еще шести «Ласточек». Их планируется использовать в том числе на направлении «Пермь II – Чусовская».
«Мы провели опытные поездки на этом маршруте. И смогли уменьшить время движения электрички с четырех часов, которое есть сегодня, до 1 часа 50 минут. Это фактически соответствует тому времени, за которое из Перми до Чусового можно добраться на легковом автомобиле», – сообщил Иван Колесников.
Он добавил, что в перспективе за 2025 годомпредполагается, что на маршрутах «Оверята –Ферма» и «Ферма – Левшино» будет работать свой подвижной состав.
«Это позволит обеспечивать тактовость и на этих направлениях, фактически создав полноценный каркас наземного метро, как в столичных городах», – резюмировал начальник железной дороги.
Пермская агломерация как «компактный город»
Отметим, что эти наработки СвЖД сегодня тесно увязываются с проектом «Компактный город». Его впервые широкой публике также представили 2 ноября на заседании правительства Прикамья. Как сообщил губернатор Дмитрий Махонин, этот проект защитили у вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, который курирует в федеральном правительстве ПФО. Теперь предстоит получить одобрение у премьера Михаила Мишустина, чтобы можно было рассчитывать на федеральную поддержку.
Краеугольными камнями проекта «Компактный город» как раз являются создание железнодорожного каркаса и организация наземного метро в Пермской агломерации, где сегодня проживает более 1,3 млн человек.
Как рассказал глава регионального минтранса Андрей Алякринский, предусмотрены два этапа реализации проекта. На первом этапе (2021-2024 годы) хотят запустить движение «Ласточек» по Пермскому кольцевому маршруту. Для этого потребуется построить соединительные пути в районе станций Пермь-Сортировчная и Молодежной. Также планируется возвести современные остановочные пункты вдоль набережной Камы на участке Пермь I – Пермь II (всего пять) и на правом берегу. В этот период собираются построить два транспортно-пересадочных узла – «Пермь II» и в Краснокамске (на месте автовокзала). Эскизный проект ТПУ на базе вокзала «Пермь II» также презентовали на заседании правительства края.
![]()
Кольцевой маршрут должен стать основой для запуска четырех радиальных маршрутов на втором этапе реализации проекта «Компактный город» в 2025-2030 годы. На выходе планируется организовать курсирование «Ласточек» по таким направлениям, как «Пермь II – Закамск», «Пермь II – ТПУ «Краснокамск», «Пермь II – Ферма» и «Пермь II – Молодежная – Банная гора – Ляды (Пальники)».
Андрей Алякринский сообщил, что если проект будет реализован, то время в пути на кольцевом и радиальных маршрутах будет максимально кратким, а интервалы между электричками составят, в среднем, от 12 до 30 минут. Власти Прикамья рассчитывают, что пассажиропоток наземного метро может превысить 23,5 млн человек в год.
![]()
Ранее «ФедералПресс» подробно рассказывал, что хотят сделать по проекту «Пермское наземное метро» и где собираются взять средства на него.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, СвЖД, Министерство транспорта Пермского края


