Члены альянса ОПЕК+ сегодня обсуждают положение дел на глобальном рынке нефти. Они должны определиться с уровнем добычи, скорее всего он будет сохранен: ситуация пока не способствует росту. Как нынешнее заседание ОПЕК+ может повлиять на цены на нефть и курс рубля, какое это будет иметь значение для простых россиян – разбирался «ФедералПресс»
Омикрон остановит потребление?
2 декабря стартовала двухдневная встреча министров энергетики стран ОПЕК+. Чиновники должны обсудить динамику добычи нефти в различных государствах и ситуацию с ценами на нее в складывающихся макроэкономических условиях, а также зафиксировать параметры на январь следующего года.
Подобные встречи члены ОПЕК+ проводят на протяжении пяти последних лет. С мая 2020 года они проходят каждый месяц: так было после обвала в апреле того же года мировых цен на нефть до невиданной отметки 19,9 долларов за баррель. Ежемесячные встречи в условиях колебаний стоимости «черного золота» важны с точки корректировки добычи, чтобы не допустить дисбаланса спроса и предложения, и не вызвать нового падения цен.
В ходе каждой встречи обсуждаются те или иные факторы, влияющие на глобальный рынок нефти. Среди них – разразившиеся нынешней осенью энергетические кризисы в Европейском Союзе и КНР, резко взвинтившие котировки угля и природного газа и, по цепочке, затронувшие цены на нефть – они добрались во второй половине октября до 86,2 долларов.
Правда, в ноябре цены пошли вниз, так как Китай стал сокращать импорт нефти – она ему оказалась дороговата, плюс власти США для снижения цен на бензин решили продать из стратегических запасов 50 млн баррелей нефти.
Свою лепту внесло и появление нового штамма коронавируса «омикрон», который может оказаться гораздо опаснее «дельты». Трейдеры опасаются ужесточения карантинных мер, способных ограничить потребление нефти, и потому сократили ее закупки.
В ОПЕК+ предполагают, что из-за «омикрона» в январе 2022 года мир столкнется с профицитом нефти в 2 млн баррелей в сутки, спустя два месяца он достигнет 3,8 млн баррелей.
Что же будет с долларом и с нами
Для России встреча членов ОПЕК+ и выносимые на ней решения по установлению уровня добычи имеют принципиально важное значение для госбюджета.
Какое решение будет по итогам заседания ОПЕК+ будет принято – точно никто не может сказать, опрошенные же «ФедералПресс» эксперты расходятся в прогнозах. По словам аналитика «Финам» Андрея Маслова, ОПЕК+ отложит ранее планировавшееся увеличение добычи на январь 2022 года и, возможно, даже на февраль.
«Все же ожидать введения новых квот на добычу не стоит, так как эксперты ОПЕК+ не раз говорили о том, что пандемия коронавируса в средне- и долгосрочной перспективе уже не оказывает того разрушительно влияния на нефтяную отрасль, как в 2020 году на фоне прогресса в мерах по сдерживанию вируса и вакцинации», – считает он.
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов допускает два сценария развития событий: «Альянс может продолжить увеличивать добычу по 400 тыс. баррелей в сутки или сделать паузу, чтобы не создавать дополнительное давление на рынок в условиях рисков из-за нового штамма коронавируса. Судя по публичным выступлениям представителей крупнейших членов ОПЕК+, альянс склоняется к сохранению статуса-кво, что означает рост добычи прежними темпами. Для нефтяных котировок это будет, скорее, негативный сценарий».
Зато Андрей Маслов прогнозирует повышение нефтяных цен, хотя, по его мнению, пока они вряд ли вернутся на уровень выше 80 долларов за баррель (там они находились в октябре).
Рубль гуляет сам по себе
Помимо мировых цен на нефть, решение ОПЕК+ также может оказать влияние на курс российского рубля. Однако и тут единства по поводу его поведения нет.
«Рубль практически отвязался от нефти в последнее время – недавние колебания в нефти практически не отразились на курсе, где доминировали свои факторы», – говорит Дмитрий Александров, начальник управления аналитических исследований компании «Универ Капитал».
«Для рубля цены на нефть являются важным, но не единственным фактором, влияющим на динамику. Резкие движения по нефти могут провоцировать сонаправленные движения рубля, но среднесрочно этот эффект сглаживается, в том числе за счет действия бюджетного правила», – сообщил Игорь Галактионов. Напомним, бюджетное правило предусматривает, что при цене нефти выше 43,3 долларов за баррель Министерство финансов России на доходы покупает иностранную валюту, которую аккумулирует в Фонде национального благосостояния. Смысл бюджетного правила в том, чтобы изымать сверхдоходы от цен на нефть в Фонд национального благосостояния, а потом, когда цены на нефть падают, использовать эти накопившиеся доходы для поддержания бюджетных расходов.
Как отметил Андрей Маслов, на курс рубля влияют и геополитические факторы, и они подчас важнее цен на нефть. Исходя из них и темпов распространения омикрон-штамма, он ожидает, что доллар в ближайшее время будет стоить в пределах 72–75 рублей, то есть сильного проседания или подъема нашей валюты не будет.
«Если будет принято сегодня решение сокращать (не увеличивать) добычу, то это, безусловно, поддержит нашу валюту», – указывает Игбал Гулиев, заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО.
На жизнь обычных людей в России решение ОПЕК+ прямо не повлияет, считает Андрей Маслов. Продажи бензина субсидируются через механизм демпфера, делая цены на топливо более устойчивыми к перепадам стоимости нефти. Поэтому если цены на овощи, хлеб или молоко будут расти в нашей стране, то ОПЕК+ в этом точно не будет виновата.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, инфографика: ФедералПресс / Татьяна Люптак
2022 год: главные изменения